Пациентов переведут в сеть

Пациентов переведут в сетьВ Донецкой области уже приступили к созданию Единого электронного реестра пациентов. Но даже по самым оптимистическим прогнозам он будет создан не раньше июля следующего года. Что даст нововведение врачам и пациентам и какие проблемы возникают уже на этапе формирования реестра, узнавали журналисты газеты «Жизнь».

По словам заместителя начальника информационно-аналитичес­кого центра медицинской статистики Татьяны Найдюк, идея создания единой электронной базы не нова.

– Но сейчас, помимо подготовки законодательной базы, создано программное обеспечение. Кроме этого, Донецкая область по субвенции закупила 2030 компьютеров для 72 центров медико-санитарной помощи, – рассказала Татьяна Михайловна.

Планируется, что в этой базе будут все данные о пациенте. Врачи смогут вносить туда информацию о заболеваниях и его лечении.

– Пока же, на этапе создания реестра, мы вносим фамилию, имя и отчество пациента, его паспортные данные – серию и номер (именно по ним человека будут идентифицировать в электронном реестре. – Прим. автора), место проживания и фамилию врача, к которому он прикреплен. В дальнейшем, когда базу сформируем, это будет электронный аналог обычной медицинской карточки. Возможно, каждый человек будет иметь специальную пластиковую карту, содержащую всю информацию о его заболеваниях и лечении, – объяснила Татьяна Найдюк.

Информацию в реестр вносят только с письменного согласия больного.

– Параллельно с электронными картами по-прежнему будут использоваться бумажные. И если пациент по каким-то причинам, то ли по религиозным убеждениям, то ли опасаясь огласки своей истории болезни, откажется, то информации о нем в электронной базе не будет, – отметила Татьяна Михайловна.

Трудности создания

Сейчас в лечебных учреждениях области врачи предлагают пациентам дать письменное согласие на то, что их данные занесут в электронный реестр.
– Мы столкнулись с тем, что не все соглашаются. Некоторые говорят, что не хотят давать свои паспортные данные. Но ведь мы не требуем ксерокопию документа. Серия и номер паспорта нужны для компьютерной программы, так как по этим индивидуальным данным человека идентифицируют. Поэтому в своих амбулаториях мы не только ведем разъяснительную работу, но также сделали специальный информационный лист, в котором доступно объяснили, для чего это нужно. И вы знаете, это дает определенный результат, необоснованных отказов стало меньше, – сказала главный врач центра первичной медико-санитарной помощи № 2 города Донецка Ольга Остапенко.

Медики считают, что электронный реестр удобен и врачам, и пациентам. Впоследствии он будет работать по всей Украине.

– Создание электронной базы данных позволит врачам обмениваться данными о состоянии здоровья их пациентов, контролировать мероприятия по диспансеризации, профилактическому лечению, обеспечению льготными лекарствами. Доктор в стационаре будет иметь возможность получить из амбулатории информацию: чем ранее болел пациент, какие оперативные вмешательства перенес, какие использовал лекарства и какая была реакция его организма на них. Все эти данные закладываются в реестр, – объяснила Ольга Остапенко.

Кроме того, отмечают медики, если человек живет не по месту прописки, то он, обратившись в лечебное учреждение по месту проживания и написав заявление, сможет получать там медицинскую помощь и его внесут в электронный реестр.

Мнения же пациентов по этому поводу разделились.

– Не вижу особого смысла в такой электронной базе, – признается дончанин Александр. – На мой взгляд, лучше финансы направить на зарплаты врачам и закупку оборудования.

А вот Галина Семеновна считает, что создание реестра необходимо: «Нередко сталкивалась с ситуацией, когда, приходя на прием к врачу, не находила своей карточки, да и в случае, когда мне нужна консультация в других медицинских центрах, каждый раз приходится рассказывать, чем болела, на что аллергия. А если бы была электронная карточка, то таких вопросов не возникало бы. Да и разобраться в том, что написал врач, не всегда легко. Так что мне нравится эта идея».

Срочная модернизация

Планировалось, что создание реестра должно завершиться до 15 декаб­ря. Но на местах говорят, что это нереальные сроки, и уверяют: раньше июля 2013 года работу завершить не удастся.

– Одна из трудностей – кадры. Не все умеют работать на компьютере. К тому же не везде есть грамотные системные администраторы, которые смогли бы наладить работу программы внутри лечебного учреждения. На зарплату в 1300 гривен хорошего специалиста найти сложно. Еще одна проблема – отсутствие локальных сетей внутри больниц и отсутствие Интернета. Из 448 амбулаторий Донецкой области лишь 105 подключены к Интернету и 74 имеют локальные сети. Так что работы предстоит еще много, – подчеркнула Татьяна Найдюк.

Но даже если эти проблемы удастся разрешить, то полноценно электронный реестр в ближайшее время не заработает.

В будущем реестр пациентов станет электронным аналогом обычной медицинской карточки. Возможно, это будет специальная пластиковая карта, содержащая всю информацию о здоровье человека.

– Для того чтобы обмен данными между лечебными учреждениями по телекоммуникационным линиям проходил безопасно, необходимо разработать комплексную систему защиты информации. Так что пока каждая амбулатория создает свой реестр пациентов и только после разработки КЗСИ появится возможность объединять базы, – резюмировала Татьяна Найдюк.

Пока создают электронный реестр пациентов, лишь в Донецкой, Днепропетровской, Винницкой областях и в Киеве. Если эксперимент окажется удачным, электронные карточки введут по всей Украине.

Дарья КИРДОДА
Вернуться назад