Проще и быстрее

Проще и быстрееС 1 января 2013 года вступают в силу изменения, внесенные в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». Таким образом, в Украине начнет функционировать система органов регистрации вещных прав, а также новая про­цедура регистрации недвижимости.

С нового года полномочия по регистрации недвижимости переходят от БТИ к органам юстиции и нотариусам. В структуре органов юстиции создаются отделы государственной регистрации вещных прав на недвижимость. За органами БТИ остается лишь проведение технической инвентаризации недвижимости. Гражданину же придется обращаться в упомянутый выше орган лишь в случае регистрации вновь построенного или реконструированного помещения.
Предполагается, что после вступления в законную силу документ существенно упростит жизнь гражданам, сделав процедуру государственной регистрации имущественных прав на недвижимость простой и понятной, а главное – значительно менее затратной по времени.

В сжатые сроки и без БТИ

Теперь регистрация прав и получение свидетельства о праве собственности на недвижимость займут у гражданина не более 14 дней с момента подачи заявления. Причем по закону датой государственной регистрации станет дата регистрации заявления, а права на недвижимость наступают с момента регистрации в реестре прав.

Что касается регистрации ипотеки, данная процедура будет проводиться в течение одного рабочего дня, а с обременением недвижимого имущества можно будет покончить и вовсе в день подачи заявления. Для страны, в которой практически любое обращение в органы государственной власти априори означает бумажную волокиту, требующую от гражданина терпения и массу свободного времени, подобные упрощения являются знаковыми.

По сути, от гражданина требуется только правильно составить заявление и предоставить свой паспорт (или другой документ, подтверждающий личность), идентификационный код, а также правоустанавливающий документ и квитанцию об оплате государственной пошлины (сумма которой на сегодня указана лишь в проекте Закона «О государственной пошлине»). Регистрация права собственности на недвижимость обойдется украинцу в 119 гривен, а регистрация вещных прав и отягощений – в 51 гривну. «Оплату за предоставление услуг, стоимость бланков определит позднее соответствующий орган. В случае отказа в проведении государственной регистрации прав и их обременений государственная пошлина не возвращается», – объясняет начальник отдела государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество регистрационной службы Ворошиловского районного управления юстиции в городе Донецке Наталья Турнуева.

Напомним, что сегодня для получения свидетельства о праве собственности на недвижимость необходимо собрать пакет документов и обратиться с ним в БТИ, сотрудники которого должны провести тщательную проверку полученных от лица документов и передать их в горисполком. Получив одобрение последнего, сотрудники БТИ передают свидетельство гражданину. Только нельзя забывать о том, что заседания гор­исполкома проходят всего пару раз в месяц, а потому ждать приходится значительно дольше 14 дней.

Корректировка процедуры

Также изменения подкорректируют порядок получения свидетельства на право собственности на квартиру после ее реконструкции, ведь на текущий момент гражданам при получении данного свидетельства приходится сталкиваться с определенными трудностями. «Законодательство, действующее сейчас, требует для получения свидетельства о праве собственности на квартиру после ее реконструкции предоставить вместе со всеми необходимыми документами еще и документ, удостоверяющий право на землю. У владельцев реконструированных квартир в многоэтажных жилых домах отсутствуют такие документы из-за того, что их просто невозможно получить. Новое законодательство устранило такие требования закона», – комментирует Наталья Турнуева.

Помимо прочего, новые нормы сокращают сроки регистрации земельных участков до пяти рабочих дней и делают саму процедуру проще.

Информационная база

Все сведения об имущественных правах и отягощениях недвижимого имущества нотариусы будут заносить в единый государственный реестр. В эту информационную базу нотариусы внесут информацию о заверенных ими соглашениях купли-продажи недвижимости.

По словам начальника отдела регистрации вещных прав на недвижимое имущество, владелец недвижимости, арендатор, наследник или уполномоченное лицо могут при необходимости запросить выписку из Государственного реестра, которую им обязаны предоставить в течение двух рабочих дней: «При этом выписки о государственной регистрации ипотеки, обременения (например, если арест на недвижимость наложен государственным исполнителем) смогут получить любые граждане. Кроме того, каждый правовладелец сможет запросить у органов государственной регистрации прав выписку с информацией о лицах, получивших информацию о правах и обременениях на недвижимость, ему принадлежащую».

В теории описанные выше изменения в законе выглядят замечательно и полностью соответствуют заданному правительством Украины курсу на упрощение бюрократических процедур. Однако делать окончательные выводы еще слишком рано. К сожалению, в современной украинской истории хватает примеров того, как польза от законодательных инициатив сводится на нет их отвратительной реализацией.

Игорь ГОМОЛЬСКИЙ
Вернуться назад