Без слов. Прекрасно

Без слов. Прекрасно
Самый ожидаемый донецкой публикой фестиваль подходит к концу. Но не стоит расстраиваться. Во-первых, нас ждет еще три волшебных вечера, а, во-вторых, уже того, что мы видели, с лихвой хватит для разговоров на целый год. До следующего октября, когда в Донецке снова засияют звезды мирового балета.


Впечатлений, действительно, масса. Глядя на сцену во время исполнения хореографических постановок, часто задаешься лишь одним вопросом: как они это делают?! Еще раз в этом убедилась на гала-концерте «Звезд мирового балета», с которого начался фестиваль в Донецке.
Напомним, что XVIII международный фестиваль "Звезды мирового балета", основанный в 1994 году Вадимом Писаревым, стартовал в пятницу в Киеве гала-концертом, который оправдал даже самые завышенные ожидания. Впервые открытие приняла столица, а уже на следующий день программу, мало отличную от той, что видели киевляне, смогли оценить и жители нашего региона. Несмотря на громкое столичное открытие, центром тяжести нынешних "Звезд мирового балета" остается Донецк.

БТР затмил балет

Не хочу никого обидеть, однако для меня осталась непонятной реакция ряда СМИ на фестиваль. Топ-новостью стало не присутствие в Донецке лучшего танцовщика мира, не прощание со сценой Нино Ананиашвили, а приезд Анастасии Волочковой. Сам факт участия самой скандальной балерины России в фестивале никого не удивил, а вот то, как добралась Анастасия из аэропорта, смаковали во всех подробностях. Волочкова ехала через город на самом настоящем БТР. Это весьма занятно, но, возможно, танцовщиков нужно рассматривать в контексте хореографии, а не бытовых способов заявить о себе?

Лучший танцовщик мира

Однако вернемся к фестивалю. В нынешнем году его программа меня порадовала, как никогда. Настолько удачно соединить классический балет и современную хореографию – браво! Уже в первый день «Звезд мирового балета» зрители ясно поняли, что скучать не придется. Номера сменялись один другим, выступали ведущие артисты театров России, Грузии, Чехии, Германии и США. Однако при всей пестроте, разно­образии и великолепии гала-концерта, спорить о фаворитах не приходится – ими стали солисты Берлинского государственного балета Надежда Сайдакова и Владимир Малахов.

Достаточно было увидеть «Ле Парк», поставленный Анжелин Прельжокаж на музыку лирической части моцартовского фортепианного концерта, чтобы понять, что вечер прошел не зря. Сайдакова и Малахов танцевали то, что дается сложнее всего,– любовь. Кульминационный поцелуй, когда Малахову на протяжении нескольких секунд, не прерывая вращений, удается продержать партнершу, буквально парящей над сценой (как на картине Шагала!), довел зал до пределов восторга. Хореография этого номера, как и исполненного в начале третьего отделения «If as If» (постановка Ицика Галили), кажется совершенно простой и непритязательной, да и танцуют Сайдакова с Малаховым в обычных свободных рубахах. Но именно эта «простота» заставляет любить и жизнь, и балет.

Владимир Малахов: артист, покоривший мир

Художественный директор и ведущий танцовщик балетной труппы Берлинской государственной оперы сумел совместить административную работу с творчеством. За Малаховым уже давно закрепилось звание лучшего танцовщика мира, которое ранее носил Рудольф Нуриев. Сам же Владимир относится к нему по-философски, дескать, раз не я себя так окрестил, так с чего бы мне как-то его комментировать. Но при всей своей одареннос­ти и успехе, он в свои 43 года останавливаться не планирует. Артист уверен, что еще есть куда расти и в чем совершенствоваться. Малахов всегда находится под пристальным вниманием прессы, а потому нередко не­охотно отвечает на вопросы, многие из которых повторяются от гастролей к гастролям. Все же лучший танцовщик мира согласился рассказать газете «Жизнь» о своей семье, планах и отдыхе от практически беспрерывной работы.

Насколько немецкая сцена стала родной? Комфортно ли в Берлине?

Понимаете, когда работаешь как директор, руководитель, у тебя много детей, которым ты помогаешь, то они дают тебе энергию. Поэтому там хорошо.
Русская школа балета все так же высоко котируется, как и раньше?

Когда ко мне приезжают кандидаты в труппу, так получается, что я отбираю выходцев из бывшего СССР. Меня даже обвиняли в предвзятости. Но ведь русскую школу видно. Я не знаю, кто откуда, на танцовщиках – только номера. Я говорю: «Мне нужен номер 18, 33, 48». А потом оказывается, что это ребята из России, Украины…

Каково это быть танцующим директором? Приходится ли чем-то жертвовать или удается полноценно совмещать?
Уже нет никаких жертв. Я порой и хочу остановить это колесо, но не могу: нужно ставить хореографию, следить за труппой, руководить. Если я все это остановлю, мне станет скучно. Я привык к такому ритму, мне приятно жить без отдыха. Конечно, отдых – это очень важно. Но у нас очень недолгий период, когда можно работать на сцене.

То есть вы отдыхаете от танца, меняя танцы на административную работу и наоборот?

В чем-то да, а вообще я отдыхаю дома. Когда выпадает выходной, воскресенье, я сижу дома со своими собаками. Я хожу в пижаме, на улицу могу выйти, только если собаки позовут. А еще не люб­лю ходить в душ по воскресеньям. Так и сижу дома, чтобы никто не видел.

В зале ваша мама?

Да, и мама, и брат с женой и моим племянником, кум с кумой. Папа и дедушка остались дома. Но уже завтра я поеду в родной Кривой Рог, в котором не был уже 21 год.

Племянник не хочет пойти по вашим стопам?

Ой, нет! Брат хочет сделать из него великого теннисиста.

Анна МИУСКОВА
Вернуться назад