Особенности национальной агитации

Особенности национальной агитацииДо окончания предвыборной кампании остаются считанные дни. Все правильные решения уже приняты, а все ошибки уже допущены. «Жизнь» решила подвести итоги агитационных кампаний, а также проанализировать, какие существуют проблемы в подготовке ко дню голосования.

Политическая реклама, вне всяких сомнений, позиционирует политиков не только в глазах избирателей, но и в их собственном сознании. Для иллюстрации приведем следующий пример. Несколько лет назад по мажоритарному округу, расположенному в сельских районах Харьковской области, баллотировался бизнесмен из первой столицы. Консультанты, про­анализировав целевую аудиторию, посоветовали кандидату размещать рекламу на проводном радио: при копеечных затратах это позволило бы максимально охватить избирателей. На это кандидат заявил, что не хочет быть осмеянным друзьями, поэтому будет размещать рекламу на харьковском телеканале, который в его среде считается престижным. Тот факт, что сигнал телеканала «не добивал» до потенциальных избирателей, бизнесмена ничуть не смущал.

Впрочем, абсолютное большинство политиков все же относится к имеющимся средствам гораздо более рачительно, заранее взвешивая все «за» и «против» тех или иных шагов.

Партийный подход

Кампания Партии регионов традиционно придерживается проверенного визуального ряда – консервативного и лаконичного. Теперь к ним добавился отчет о проделанной работе. Информация доносится в форме отчета о проделанной работе и путем сравнения с предшественниками.

«Стратегия, которую мы выбрали,— строить свою кампанию на позитиве и на перспективу — правильная, – уверен первый номер списка Партии регионов, премьер-министр Украины Николай Азаров.— В отличие от многих наших конкурентов, мы не занимаемся маниловщиной, не разбрасываемся пустыми обещаниями, не обливаем никого грязью».

Ролики коммунистов и плакаты с емкими, почти революционными слоганами, с которыми обычно идут на баррикады, а не в парламент. Пролетарский креатив имеет региональную окраску. Скажем, рекламу «Черноморский флот. Вместе создавали! Вместе защищали! Вместе – на рейде!» автору довелось увидеть лишь в одном городе Донецкой области. А вот стихотворных слоганов, явно придуманных под впечатлением от прочтения полного собрания сочинений Маяковского, на Донетчине немного, хотя в столице невозможно ступить и шагу, чтобы не натолкнуться на соответствующие рекламные щиты.

С другой стороны, программа Компартии – наименее реалистичная. Возможно, это понимают и сами «комми», что не мешает им обещать построить машину времени и телепортировать страну то ли в 1984-й, то ли в 1917-й.

Оппозиционная риторика

Основные силы объединенной оппозиции явно брошены на телерекламу (интересно, что на выборах 2006 г. партия практически отказалась от телерекламы, сетуя на ее высокую стоимость). По утверждению руководителя Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, некоторое снижение рейтингов «Батьківщини» во многом объясняется просчетами в рекламной кампании.

В явочном порядке

Не исключено, что нынешние выборы побьют все антирекорды по низкой явке на избирательные участки. Напомним, что больше всего украинцев пришло на участки в 2004 году. Тогда в разных турах явка колебалась между 75 и 80% (а в Донецкой области даже достигла 97%). На парламентских выборах 2006 года явка составила 59%, а в 2007-м – 58%. На президентских выборах-2010 высказать свое мнение пришли 67% и 69% в первом и втором турах соответственно.

Глава правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко в комментарии «Жизни» сообщил, что активность избирателей будет на обычном для Украины уровне. «Я думаю, явка будет 63-65%. Однозначно могу сказать, что она не будет меньше 60%. Это достаточно высокая явка, но в Украине всегда так: избиратели разочарованы, но есть уже добрая традиция ходить на выборы, и в последний момент избиратель думает: «Все пошли, а чем я хуже»? И все же на выборы идет», – уверен Александр Черненко.

Процесс может затянуться

На местах же главной трудностью на этапе подготовки к выборам назвали неточности в реестре избирателей. «Единственная проблема – мертвые души в реестрах избирателей и система их удаления, когда родственники должны предоставить копию свидетельства о смерти, но не спешат это делать. А некоторые считают, что так было сделано специально, и ставят нам это в вину», – рассказывает член окружной избирательной комиссии округа №54 Александра Кузнецова.

Александра Николаевна считает также, что процедура подсчета голосов теперь займет значительно больше времени. «Голоса будут считать долго, поскольку все нужно на камеру показывать. К тому же разбирать все урны должен только сам председатель. Если по президентским выборам мы в пять утра подписали протокол окружной комиссии, то теперь, думаю, только суток двое будем их ждать», – считает член окружкома.

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад