Налоговая реформа

Налоговая реформаВ настоящее время в высоких кабинетах ГНС идет работа над целым рядом инициатив. Так, уже сейчас озвучены намерения налоговиков внести принципиальные изменения в систему налогообложения доходов физических лиц, значительно снизив нагрузку на работодателей и сделав тем самым выплату «белых» зарплат более выгодной.

Кроме того, активизировались обсуждения перспективы введения налога с оборота, который теоретически может заменить злополучный налог на добавленную стоимость, с которым долгие годы мучаются сами налоговики, изобретая механизмы более эффективного его администрирования, и бизнес, оптимизирующий НДС, или же, наоборот, ожидающий его возмещения за экспортные операции.

А буквально на днях Кабмин разработал законопроект, предусматривающий сокращение количества налогов с 23 до 9. Об этом во время международной конференции «Новая индустриализация: занятость и достойные условия труда» заявил вице-премьер-министр – министр социальной политики Сергей Тигипко.

Когда «за» не перевешивает «против»

В вопросе выплаты зарплаты в «конвертах» до сих пор не найден баланс между преимуществами и недостатками такой формы оплаты труда. С одной стороны, работник получает больше денег, а работодатель экономит на весьма значительных отчислениях с фонда оплаты труда. С другой, – первый теряет будущее в виде неуплаченных пенсионных отчислений, а второй – приобретает потенциальные проблемы с налоговой и инспекцией по труду. Согласно расчетам ГНСУ, в Украине население получает в общей сложности 170 млрд. грн. в виде заработной платы в «конвертах».

Но даже если бизнес и хочет платить по-честному, сделать это прямо сейчас ему сложно. Вспомним, что главная причина выплаты заработной платы в «конверте» – это высокие налоги на заработную плату. Налоговая нагрузка достигает свыше 50%. Другими словами, для выплаты 1 грн. заработной платы работодатель должен заплатить в бюджет от 50 коп. до 1 грн. в зависимости от размера зарплаты и сферы деятельности. Такая степень налоговой нагрузки является основной причиной ухода в «тень» ВВП в части заработной платы. Кстати, налоговики подсчитали, что в структуре теневой экономики, которая составляет 350 млрд. грн. в год, 170 млрд. грн. приходится именно на зарплату «в конвертах».

Как раз чрезмерно высокая налоговая нагрузка на фонд зарплаты вынуждает бизнес обращаться к «оптимизаторам». Нет, конечно, можно упрямо платить заработную плату «по белому», но тогда затраты такой компании будут неадекватны средним затратам по рынку. И такая компания в украинских реалиях скорее разорится, чем выживет.

«Отбеливатель» для зарплат

Недавняя инициатива Министерства финансов и ГНСУ об изменении системы налогообложения фонда заработной платы сводится к тому, чтобы сделать ее стимулирующей к уплате.

На текущий момент ставка по единому социальному взносу составляет от 32,6% до 49,7% в зависимости от вида профессии и трудовой деятельности. Цифра солидная и пугающая. Потому ГНСУ предлагает уменьшить данную сумму сразу до 18,6%. При этом – на работодателя возложить уплату 15% от ФОТ, а на работника – 3,6%. Налоговая надеется, что за счет столь существенного снижения нагрузки увеличится выплата заработной платы «по-белому». По расчетам налоговиков, это позволит дополнительно собрать в госбюджет до 22 млрд. грн. Однако снижение единого социального взноса имеет еще один положительный факт для госбюджета. Количество лиц, получающих в Украине заработную плату из госбюджета, большое, и выходит, что за счет высокой ставки единого социального взноса приходится и больше денег выделять из госбюджета на оплату труда этих работников. Теперь же получится круговая экономия 27 млрд. грн. за счет уменьшения этого сбора.

Не допустить «провисания» поступ­лений в бюджет при снижении налогов предполагается за счет расширения базы налогообложения. Для этой цели налоговики инициируют отмену льготы, предусматривающей не начислять единый социальный налог на сумму больше девяти минимальных заработных плат. Теперь данный сбор будет удерживаться из любой суммы заработной платы, что должно, по прогнозам ГНСУ, принести в госбюджет 4 млрд. грн. дополнительно. Такая льгота во многом условная и носит, скорее, моральный, чем экономический характер – не так уж у нас много лиц, которые могут похвастаться высокой официальной заработной платой. Так что ее отмену вряд ли заметят, а вот снижение единого социального взноса не заметить будет сложно.

Фискальные инициативы

Подоходный налог планируется взимать по трехуровневой системе. Самую низкую ставку предлагается установить на уровне 10%, потом 15% и, наконец, 20%. Классический пример прогрессивной ставки: чем выше доход, тем выше ставка. Впрочем, пересмотром только размеров ставки подоходного налога у нас мало что можно изменить. Поэтому налоговики рекомендуют установить минимальную заработную плату на уровне не ниже 2000 грн. И самое, видимо, главное, что может радикально изменить всю систему оплаты в Украине, – ограничить количество лиц, работающих неполный рабочий день в штате предприятия до 10%, что во многом ограничит возможности такого вида оптимизации кадров на предприятии, как оформление работников на неполный рабочий день.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад