Стотысячная опера

Стотысячная операЧерез три месяца в Донецке пройдет премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец».

Постановкой произведения занимается интернациональная команда, в которой задействованы представители Германии, Австрии, Украины и России. И хотя действо обойдется спонсорам более чем в сто тысяч евро, есть все основания полагать, что игра стоит свеч.

Работа по постановке оперы Вагнера в Донецке началась более года назад. Тогда с инициативой выступили руководители Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко, а Генеральное консульство Германии в Донецке идею поддержало.

басс – не только край металлургии и угледобычи, ведь здесь можно поставить оперу на современном европейском уровне. Это покажет Донецк не только промышленным городом, но и городом культуры», – убежден генконсул Германии Клаус Цилликенс.

Режиссером-постанов­щиком стала немка Мара Курочка, уже работавшая над постановкой опер Вагнера в Европе. Наблюдать за тем, как проходят репетиции и как Мара объясняет исполнителям мотивацию героев, – отдельное представление, билеты на которое вполне могли пользоваться спросом.
«Лия, дорогая, эти девочки тебя пугают, – объясняла Мара совсем юной актрисе через переводчика. – Ты просыпаешься и думаешь: «Ой, где я? Море вокруг меня… Но что они делают, они убирают мое море! Я люблю его, зачем вы ломаете мое море?!» Поняла?».

«Мара не говорит: «Посмотрите влево, пройдите к правой кулисе…» Она объясняет, почему персонаж так поступает, что его на это толкает. То есть сначала – мысль, а потом – действие», – поясняет принцип работы режиссера Леся Алексеева, солистка Национальной оперы Украины, в свое время побеждавшая в конкурсе молодых вокалистов им. Р.Вагнера.

Интересным образом попал в Донецк исполнитель главной роли, Андреас Макко. «В 1993 или 1994 году я участвовал в вокальном конкурсе в Ганновере и там познакомился с одним агентом. Лет через десять он мне позвонил и предложил работу, но из этого ничего не получилось. Еще через десять лет он снова мне позвонил и предложил спеть «Летучего голландца» здесь. Он назвал сроки, и договор был заключен за пять минут», – поделился воспоминаниями Андреас.

За 2,5 недели репетиций труппа сумела сделать почти невозможное – пройти всю оперу от начала до конца. Еще 5,5 недели интенсивных репетиций с участием режиссера займет последний этап подготовки – в ноябре и декабре.

«Где я черпаю вдохновение? Работаю, работаю, работаю, – улыбаясь говорит режиссер-постанов­щик Мара Курочка. – Это уже не первая моя постановка Вагнера, я очень много о нем читала, предполагала, что он мог иметь в виду. Для меня было очень важно найти, что беспокоило людей в то время, и провести параллель с современностью. Тогда люди были очень не­уверены в себе, они, можно сказать, плавали в воде и не знали, куда выплывут, или же и вовсе утонут. И это именно то ощущение, которое многие из нас испытывают и сегодня: мы не знаем, к чему придем».

Наблюдать за тем, как режиссер объясняет исполнителям мотивацию героев оперы, – отдельное представление, билеты на которое вполне могли бы пользоваться спросом.

По всему миру у Вагнера есть множество поклонников. Известно, что многие из них намереваются прилететь 8 декабря на премьеру. Остальные ценители гения немецкого композитора, возможно, смогут увидеть оперу в своих родных краях, поскольку существуют планы показать ее в других городах Украины и за рубежом.

Одной из значительных статей расходов стало приобретение высококачественного проектора. «У меня есть очень хорошая команда, занимающаяся именно видеопроекциями. Все фантастические моменты, которые Вагнер хотел реализовать посредством подручных средств, мы попытаемся получить с помощью современной техники», – рассказала Мара Курочка.

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад