Банки погрязли в рекламе

Банки погрязли в рекламеПриходится слышать сетования чиновников, экспертов и юристов на низкий уровень правовой, финансовой грамотности, налоговой культуры среди населения. На деле вместо ликбеза для потребителя мы чаще всего получаем очередную порцию информации, которая просто создана для того, чтобы запутать нас еще больше. Это ярко прослеживается на примере рекламы банков.

Помнится, еще не так давно, в разгар кризиса, банкиры всячески пытались объяснить клиентам, как работает финансовая система. Почему не нужно забирать депозит или почему кредит, взятый годом ранее, вдруг подорожал раза в два. Однако как только ситуация стабилизировалась и вновь разгорелась борьба за клиента, в ход пошли давно проверенные и новоизобретенные методы оболванивания граждан.

Это и нулевые кредиты, и деньги на все случаи жизни без залога и поручительства. Порой, когда проходишь по улице, на которой обычно расположены с десяток отделений разных финансовых учреждений, не говоря уже о рекламных щитах, систи-лайтах и биг-бордах, складывается впечатление, что недостроенный в прошлом веке коммунизм у финансистов все же наступил. А как иначе, если деньги раздаются так легко, а проценты по вкладам растут так быстро, как в рекламе?!

Тем временем исследование рекламы банков, проведенное известной международной организацией в прошлом году, выявило, что 70% рекламы кредитно-финансовых учреждений в Украине вводит потребителей в заблуждение.

Также, по данным отчета, в рекламе украинских банков часто не указываются все реальные расходы и обязательства потребителя, чем, соответственно, нарушаются нормы Закона Украины “О рекламе”.

“Согласно требованиям ст. 54 ЗУ “О банках и банковской деятельности”, банкам запрещено распространение рекламы, содержащей ложную информацию об их деятельности в сфере предоставления банковских услуг. Но не запрещается распространение рекламы, которая вводит в заблуждение”, — говорится в отчете.

При этом в законодательстве Украины не присутствуют четкие санкции за ее распространение. “Хотя законодательство требует предоставлять полную и достоверную информацию, реклама банков содержит неполную информацию относительно услуг, которые будут осуществляться. И это касается не только банков, но и всех структур, дающих кредиты”, — отмечают эксперты. По их словам, даже те требования, которые на сегодняшний день есть в законодательстве, выполняются не в полной мере, поскольку законом не предусмотрен или ограничен контроль со стороны регуляторов.

Госпотребинспекция этим вопросом фактически не занимается, констатирует эксперт. Не имеют права контроля за такой рекламой и Национальный банк с Госфинуслуг.

В начале текущего года попытку навести порядок на рынке рекламных услуг предпринял Антимонопольный комитет. Однако, несмотря на то, что ряду банков назначили штрафы, в конечном итоге кампания АМКУ оказалась недостаточно убедительной.

Так, в Житомирской области за распространение обманчивой рекламы о кредитах был оштрафован на 50 тыс. грн. «Платинум Банк». Банк не указал в рекламных материалах полную стоимость услуги — только «весенние кредиты и весенние подарки, 0% акция». При этом комиссия за предоставление кредита, ежемесячное обслуживание, обязательное страхование жизни заемщика, которые суммарно повышают стоимость кредита до 35% годовых, не были указаны.

Штраф применили к «Платинум Банку» вскоре после того, как в конце апреля АМКУ оштрафовал ВиЭйБи Банк на 68 тыс. грн. за неправдивую рекламу «Кредит наличными — 1% на три года». АМКУ интересовался этой проблемой еще год назад, когда обязал «Универсал Банк» не использовать неправдивую информацию в рекламе автокредитов под 0%, тогда как на самом деле ставка составляла 0,0001% годовых. Банк не был оштрафован.
Чаще всего банки указывают в рекламе информацию о дополнительных платежах мелким шрифтом или не указывают ее вообще.

«Если в рекламе банка указана кредитная ставка в размере 0%, одной сотой или тысячной процента, то там в любом случае есть скрытые комиссии. Минимальная реальная цена такого зай­ма на рынке составляет 35% годовых, однако чаще всего — 60%», — говорит финансовый директор компании «Простобанк Консалтинг» Александр Седых. По данным компании, средняя эффективная ставка кредитов наличными достигает 52,75%, на товары —71,83%.

Исследование рекламы банков, проведенное известной международной организацией в прошлом году, выявило, что 70% рекламы кредитно-финансовых учреждений в Украине вводит потребителей в заблуждение.

Столь малые суммы штрафов вряд ли будут мотивировать банки предоставлять корректную информацию о своих услугах.

Пока госрегуляторы финансового и потребительского рынка играют с финансистами в поддавки, население продолжает попадаться на «*» в договорах и рекламных блоках, в которых очень мелким шрифтом дана информация о дополнительных платежах, дающих основания банку впоследствии заработать все, что он якобы теряет, предоставляя нам очень выгодные условия. Так что, увидев супервыгодное новое предложение, семь раз перечитайте условия, чтобы не поймать нежелательную «звездочку» в свой кошелек.

Денис ПЛОВИН
Вернуться назад