Особая зона для Донбасса: что не так с идеей о СЭЗ

Особая зона для Донбасса: что не так с идеей о СЭЗ

Президент Владимир Зеленский включил во Всеукраинский опрос, который намерен провести в день выборов, 25 октября, вопрос о свободной экономической зоне (СЭЗ) на Донбассе. Эксперты прокомментировали эту идею для интернет-газеты «Жизнь».

Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин подчеркивает, что при обсуждении СЭЗ на Донбассе нужно понимать как побудительные мотивы, механизмы реализации - так и возможные последствия этого решения.

«Да, разрушенную экономику нужно восстанавливать. Да, нужно уровнем жизни населения показывать преимущества нахождения территории под юрисдикцией Украины, – говорит эксперт. – И делать всё это только за деньги бюджета не получится. Просто потому, что этих денег нет. Лучше делать это за деньги инвесторов. Но кто же сознательно пойдет в депрессивный регион, да еще находящийся рядом с линией разграничения?»

Поэтому, поясняет Олег Пендзин, возникла идея фискальными послаблениями стимулировать инвестора вкладывать в Донбасс. А это легально можно сделать только в рамках свободной экономической зоны.

«С побудительными мотивами понятно. А вот дальше начинаются сложности, – подчеркивает эксперт. – В этом регионе лет 10 назад уже существовала СЭЗ Донецк, которая кроме значительного увеличения нерастаможенного импорта и роста коррупции ничего не принесла. Есть опасность, что такая зона станет внутренним офшором для Украины. Она может существенно сократить налоговые поступления в центральный бюджет с этого региона. А это при отсутствии компенсаторов доходов в бюджете вызовут резкую негативную реакцию кредиторов».
И здесь, по мнению Олега Пендзина, речь не только о кредиторах.
[banner_google_v_texte]
{banner_google_v_texte}
[/banner_google_v_texte]
[banner_ads_bid_v_news]
{banner_ads_bid_v_news}
[/banner_ads_bid_v_news]
«Как выполнять социальные программы без этих поступлений, при том, что и так уже сформированный проект бюджета на 2021 год имеет 270 млрд гривен дефицита?» - задается эксперт вопросом.

По мнению экономического эксперта в Ukraine Economic Outlook Адриана Пантюхова, СЭЗ на Донбассе не только может превратиться в зону отмывания денег, но также может не оправдать надежды на быстрое восстановление разрушенных территорий.

«СЭЗ – это регион на территории государства с налоговыми и регуляторными льготами на внутреннюю деятельность предприятий и внешнюю торговлю. СЭЗ создают, чтобы привлечь иностранные инвестиции, снизить уровень безработицы и, соответственно, повысить экономический рост. Именно то, в чем нуждается послевоенный Донбасс, – подчеркивает экономист. – Но СЭЗ не всегда оправдывают вложения».

Адриан Пантюхов напоминает, что в марте 2005 года в Украине существовало 11 СЭЗ, и 9 регионов приоритетного развития (РПР – аналог СЭЗ). Но тогдашняя премьер-министр Юлия Тимошенко указом прекратила существование 20 специальных зон.

«В СЭЗ и РПР в 2005 году работало 680 компаний с объемом иностранного капитала в $ 2,5 млрд. Однако, цена привлечений была слишком высока. Каждый год, налоговые льготы и уклонения для предприятий резидентов СЭЗ составляли 3% от украинского ВВП, что значительно превосходило положительные экономические результаты от их создания», – говорит эксперт.

По его словам, схожая ситуация прослеживается в России. Счетная палата РФ засвидетельствовала, что на создание СЭЗ из бюджета потратили 186 млрд. рублей, а налоговые и таможенные сборы составили всего 40 млрд. рублей. Каждое созданное рабочее место обошлось налогоплательщикам в 10 млн. рублей (если брать 25 млн. рабочих мест, указанных в программе, пришлось бы потратить 4 ВВП России).

«С другой стороны, некоторые СЭЗ становились экономическим чудом, – отмечает Адриан Пантюхов. – Шэньчжэньская СЭЗ в Китае с 1980 по 2012 г. превратилась из ничем не выделяющегося экономически региона в локомотив роста. За 30 лет ВВП зоны увеличился с 270 млн. до 1 млрд. юаней, средний рост составил 37,2% в год, а ВВП на душу населения вырос с 835 до 98 тыс. юаней, средний прирост составил 47,4%. Похожий пример, можно найти в ОАЭ, где порт Джебель-Аби (СЭЗ) отыграл критическую роль в становлении богатства страны».

По мнению эксперта, проблематика внедрения СЭЗ в Украине кажется незначимой в сравнении с необходимостью отстраивать Донбасс. Коррупционный оттенок денежных потоков, отмывание денег из-за низкой регуляции – это минимальные проблемы. Но снижение доходов местных бюджетов в краткосрочной перспективе неизбежно. А первоочередным приоритетом проекта должен стать стабильный приток инвестиций с учетом балансирования или даже увеличения налоговых и таможенных поступлений в бюджет в первые 2-3 года.

Адриан Пантюхов резюмирует: «Китайский, Арабский, Мексиканский опыт в создании СЭЗ демонстрирует положительные стороны таких регионов. Украине не придется создавать всё заново. Но нам стоит взять во внимание украинскую специфику – высокий коррупционный уровень, и нестабильное сальдо государственного бюджета, чтобы сделать СЭЗ, которая не будет паразитировать на деньгах налогоплательщиков, а станет украинским локомотивом экономического роста».

Экономический эксперт Владислав Банков сомневается, что идея сработает в положительном смысле для развития региона. Скорее - для определенного круга бенефициаров.

«Им нужна СЭЗ, чтобы отмыть деньги международных доноров и бюджета, которые выделяются и будут в дальнейшем направлены на восстановление Донбасса. Это эффективный инструмент освобождения причастных от ответственности, в будущем», – считает эксперт.
По мнению Владислава Банкова, для достижения стабильного экономического роста вся страна должна стать СЭЗ - с высоким уровнем конкуренции хозяйствующих субъектов.

«Нынешнее же правительство по большей мере озабочено сохранением монопольного положения доминирующих в экономике олигархических кланов. И получением своей выгоды из существующего положения дел. Поэтому прогноз на ближайшее время – пессимистический. А всё озвученное властью - лишь предвыборная риторика, а попросту - пустая болтовня в надежде получить дополнительные голоса на Востоке Украины», – говорит Владислав Банков.

Владимир Серов
Вернуться назад