Дончане тратят, как англичане?

Дончане тратят, как англичане?Представители торговли признаются, что покупатель сейчас пошел не тот, что раньше. В магазины ходит со списками необходимых приобретений, долго приценивается, прежде чем отдать свои кровные. А значит, не совершает ненужных покупок...

Новые туфли – не в приоритете

В одном из донецких крупных магазинов по продаже обуви и аксессуаров не скрывают, что очень ждут прихода календарной осени. Продавцы надеются, что новый сезон оживит в душах покупателей жажду щегольнуть в новой паре туфель или ботинок, а вторую, как и прежде, прихватить про запас. Все дело в том, что в нынешнем году покупательский спрос не радует владельцев магазинов. По этой причине, как признается один из производителей обуви в регионе, в рамках сотрудничества с торговыми сетями все сложнее получить предоплату за свой товар.

Тот факт, что жители региона стали более сдержанными во время шопинга, подтверждают и сведения статистики. По данным облстата, расходы домохозяйств на одежду и обувь уменьшились с 5,3% в 2010 году до 4,9% в минувшем году. И это притом, что среднемесячные совокупные расходы одного домохозяйства области в 2011-м составили 3422 грн., что номинально больше 2010 года на 12,6%.

Объяснить такую тенденцию можно как ростом на другие важные услуги и товары, так и изменением отношения к шопингу. Скажем, британский специалист по прогнозированию потребительского спроса Роджер Белфаст отмечает, что этим летом украинцы преподнесли ему большой сюрприз.

Удивили. Поумнели…

Вот уже почти десять лет эксперт возглавляет европейское бюро международного консалтингового агентства Red Book. Все это время он методично отслеживал изменения в потребительском поведении наших соотечественников, поскольку некоторые клиенты агентства всерьез интересовались украинским рынком. До недавнего времени специалист был убежден, что большинство украинских покупателей склонно вести себя нерационально: приобретать товары с не лучшим сочетанием цены и качества, планировать расходы только в краткосрочной перспективе, а то и вовсе тратить без всяких планов, легко попадаться во всевозможные маркетинговые ловушки.

И вот, подводя итоги исследований в Украине в первом полугодии 2012 года, Роджер Белфаст с удивлением обнаружил, что действия большинства местных жителей вполне подходят под определение smart buyer (с англ. – «умный покупатель»).

Речь идет о весьма распространенной на Западе модели потребительского поведения, основанной на жесткой рациональной оценке целесообразности каждого приобретения. Одно из правил смарт-байера – всегда составлять планы покупок. Умный покупатель не желает переплачивать, но и не гоняется за дешевизной, для него важно соотношение «цена – качество». Он не делает импульсивных покупок и зачастую в магазин приходит, уже зная, что именно хочет приобрести, заранее изучив характеристики выбранного товара.

Недавний экономический кризис, как считают отечественные аналитики, изменил представления украинцев о том, какие приобретения нужно планировать заранее, а какие – необязательно. В результате покупатели стали аккуратнее обращаться с деньгами. Это и приближает их к западным принципам умных покупателей.

Правда, высказывается и мнение о том, что не последнюю роль в изменении отношения к покупкам сыграл и виртуальный шопинг: за последнее время у многих уже появились любимые онлайн-магазины, где приобретается необходимая бытовая техника, косметика и даже одежда. К тому же благодаря глобальной сети у людей стало больше возможностей для самостоятельного исследования рынка.

Ощутили реальную структуру цен

В свою очередь в украинском бюро мониторингового агентства Smart Retail считают, что нынешний спад продаж на большинстве потребительских рынков объясняется просто: возможное повторение кризиса заставляет украинцев отказываться от некоторых потребительских привычек и все больше откладывать денег про запас.

Какая из версий наиболее соответствует истине, решать вам. Но уж очень хочется верить, что покупатель на самом деле стал финансово рассудительнее и культурнее. И теперь жители области тратят свои деньги так же, как, скажем, англичане. Хочется надеяться и на то, что такое обстоятельство повлияет на качество продукта, предлагаемого в магазинах, супермаркетах.

Есть мнение, что производители и продавцы еще живут в старой парадигме дешевых денег. А покупатели уже вовсю ощущают реальное состояние структуры цен. Но только так и может быть. Первыми изменения и должны замечать покупатели, и от них производители могут узнать, что поступают неправильно. Так называемые умные покупатели – сигнал того, что невидимая рука рынка, несмотря на все попытки обмануть ее денежным дождем, вновь возвращается. И это значит, что производителям, чтобы выжить, опять придется делать качественные вещи…

Наталья ПИЛИПЕНКО
Вернуться назад