Вступительная кампания-2020 и фактор Донбасса: эксперты назвали опасные моменты

Вступительная кампания-2020 и фактор Донбасса: эксперты назвали опасные моменты

Эксперты рассказали интернет-газете «Жизнь», какие опасности таит «адаптивная» (с учетом эпидемической ситуации) вступительная кампания-2020 в украинские вузы, которая, предположительно, начнется с 1 августа. А также оценили решение властей принимать абитуриентов из ОРДЛО без сдачи Внешнего независимого оценивания (ВНО).

Политолог аналитического центра ИНПОЛИТ Никита Трачук отмечает, что сегодня вся система образования в Украине находится в катастрофическом состоянии.

«Управленцы по типу экс-глава Минобразования Новосад и прочих нанесли колоссальный ущерб украинскому образованию, – уверен эксперт. – Сейчас назначен уже второй и.о. А министра всё ещё нет. И это – в условиях карантина, переносов ВНО и вступительной кампании, когда чёткое руководство необходимо больше чем когда-либо. Власть "зелёных" демонстрирует очевидный управленческий хаос в важнейшей для страны и общества сфере».

Что касается опасностей и подводных камней "адаптивной" кампании, то Никита Трачук считает, что, во-первых, абитуриенты рискуют поступать без свидетельств об окончании средней школы (их просто не успевают выдать). А во-вторых, частично ВНО уже идет, но последующие тестирования могут быть перенесены из-за ухудшения эпидемиологической ситуации.
[banner_google_v_texte]
{banner_google_v_texte}
[/banner_google_v_texte]
[banner_ads_bid_v_news]
{banner_ads_bid_v_news}
[/banner_ads_bid_v_news]
«Если не будет ВНО – многие абитуриенты могут попросту не поступить, что приведёт к сокращению учебных программ, специальностей, etc – то есть все проблемы, связанные с недобором студентов, – подчеркивает политолог. – Отмечу также, что по некоторым данным, обучение в ВУЗах может начаться не с 1 сентября, а с 1 октября. Целый месяц пропадает впустую, что, несомненно, повлияет на качество и объём получаемых молодыми людьми знаний. Ну и в целом дистанционное обучение и прочие пертурбации с перенесениями сроков поступления, с отсутствием классических лекций и семинаров, наносят значительный ущерб качеству украинского образования».

Касаемо квот для абитуриентов временно неподконтрольной части Донбасса – у Никиты Трачука двоякое впечатление.

«С одной стороны, это хотя бы какой-то минимум, который Украина делает для региона и его населения, – говорит эксперт. – С другой стороны, ВНО – отличный инструмент против коррупции при поступлении. Абитуриент поступает в соответствии со своими знаниями и результатами тестирования. Момент связей и денег тут абсолютно вторичен. Получается, что на каждое место для жителей Донбасса не поступит один человек с подконтрольной территории, даже если он сдал все тесты на 200 баллов. В этом есть некоторый дискриминационный аспект, как мне кажется. Равные права и возможности должны быть у всех».

Резюмируя, Никита Трачук ещё раз акцентирует внимание на тотальном хаосе в системе образования – едва ли не одной из самых важных сфер для жизни общества.

«Как можно было на четвертом месяце существования нового Кабмина не назначить министра на эту должность в условиях очевидного кризиса, когда необходимо эффективное и правильное управление – для меня большая загадка, – признался эксперт. – Провальная кадровая политика "слуг народа" и их некомпетентность в государствообразующих сферах сыграет злую шутку для всей Украины в будущем. По сути, образовательный "сезон", если так можно выразиться, в 2020 году сорван. И сорван он именно руками "зелёной" власти. Хочется верить, что вскоре пост министра образования займет достойный и квалифицированный управленец».

Социолог, эксперт по коммуникациям Дмитрий Громаков считает, что любые преференции для абитуриентов из ОРДЛО это шаг к дальнейшему расколу и росту социальной напряженности в обществе.

Вот, как он это поясняет.

  1. Любые преференции для жителей ОРДЛО создают базовую основу для неравенства среди украинцев. «Прежде всего, это касается самих абитуриентов, – отмечает Дмитрий Громаков. – Представьте себе, что произойдет в аудитории, когда более слабые студенты из ОРДЛО начнут ощущать свою отсталость в оценках. Встанет вопрос о предвзятом отношении к ним среди преподавателей. Либо придется завышать им баллы – и тогда встанет проблема падения качества образования (ведь в этом случае демотивируются более сильные студенты)».
  2. Разница мировоззрений на основе патриотического воспитания. «Необходимо учитывать особенности сформированного за 6 лет мировоззрения абитуриентов из ОРДЛО, разницы в героике, оценки исторических событий и подходов к войне на Донбассе и т.п., – подчеркивает эксперт по коммуникациям. – Всё это, без какого-то периода адаптации, заставит их группироваться по региональному признаку и создаст социальные предпосылки для обосабливания абитуриентов из ОРДЛО. С другой стороны, в случае конфликтов на почве патриотизма, появятся серьезные поводы для российской пропаганды для обвинений украинцев в национализме».
  3. Контрразведывательный режим. «Как только вышло заявление про льготное поступление. Сразу же появились сообщения про задержания «абитуриентов», – напоминает социолог. – За 6 лет войны прошло минимум 3 ротации «призывников», которые, возможно, уже сотрудничают с российскими спецслужбами, И лишь вопрос времени, когда они начнут попадаться на шпионаже. Первые аресты, опять же, приведут к проблеме неравенства и предвзятости по отношению к жителям ОРДЛО. В этой ситуации нас будут держать во внутренней повестке вечно, ведь всегда найдутся и политики, и общественники, которые будут нарабатывать на этих фактах свой политический и вес и капитал».
  4. Проблема банальной справедливости. «Как объяснить нашим ветеранам, почему их дети должны учиться платно, а дети людей, которые вчера их убивали, должны учиться и поступать на льготных условиях? – вопрошает Дмитрий Громаков. – Как вообще будут чувствовать себя в одной аудитории вчерашние «призывники» из ОРДЛО и дети, потерявшие своих отцов на этой войне? В данном случае это, по крайней мере, не безопасно для самих детей».
Исходя из этого неполного списка проблем, можно говорить, что это решение может привести лишь к формированию ОРДЛО как замкнутой, обособленной социальной группы и росту социальной напряженности, считает эксперт. К тому же, отмечает он, повышенная конфликтность этого решения даст взрывной рост поводов для российской пропаганды, подтверждающих внутренний характер конфликта на Донбассе.

«Более правильным было бы подойти к решению этого вопроса с точки зрения устранения существующих противоречий и гармонизации сложившихся на сегодня дисбалансов в образовательных системах ОРДЛО и Украины, – говорит Дмитрий Громаков. – Мы могли бы для абитуриентов из ОРДЛО ввести годовой подготовительный курс для сдачи ВНО или устранения всех пробелов в знаниях, провести определенный этап социализации этих абитуриентов в украинской социо-культурной среде, оценить их криминогенную склонность».

Льготное обучение можно вводить, считает эксперт, но для решения вполне практических задач развития региона.

«Образование должно гарантировать их работу на Донбассе, а это значит, нам необходимо уже сегодня понимать экономический план развития территорий на ближайшие 10-15 лет, чтобы сформировать набор «льготных» специальностей для этих студентов, – поясняет Дмитрий Громаков. – В этом случае мы можем говорить о принятии этих студентов без ВНО, но в специализированный ВУЗ, который будет готовить узкопрофильных специалистов для решения реинтеграционных задач в рамках деоккупации территорий».

Без принятия комплексной политики реинтеграции оккупированных территорий, самые красивые, добрые и человечные решения могут создать целый комплекс проблем, которые станут топливом для очередного конфликта, резюмирует социолог.

Политический консультант, глава Центра политических студий "Доктрина" Ярослав Божко считает, что в вопросах поступления детей из ОРДЛО в украинские вузы допустимо вступления на особых основаниях.

«К примеру, по специальному внутреннему экзамену вуза, – отмечает политконсультант. – Это нужно с одной стороны, чтобы отсеять не сильно мотивированных к поступлению и не сильно подготовленных. С другой стороны, невозможно принимать поступающих в вуз без любого экзамена».

В политическом смысле поступление детей из оккупированных районов Донбасса имеет значение, уверен Ярослав Божко.

«Ведь находясь в свободной Украине, многие из них смогут увидеть разницу между реальностью и тем, что дома слышали по телевизору, – поясняет эксперт. – И это массовое соприкосновение с реальностью может иметь положительный эффект в будущем, когда весь Донбасс окончательно будет под контролем Украины».

Владимир Серов
Вернуться назад