Нашли, потеряли и вновь обрели

Нашли, потеряли и вновь обрелиВ духовной жизни Украины произошло небывалое событие: церкви возвращена православная реликвия, которая была утеряна еще в годы Гражданской войны. Чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя «Хлеб Жизни» попал в руки донецкого коллекционера, который восстановил зацелованную и разграбленную икону, а затем передал ее в Свято-Успенскую Святогорскую лавру.

Согласно истории, первые упоминания об иконе датированы 1887 годом. Как-то жительница села Малая Чернетчина Анисия Панченко увидела во сне икону Спасителя, лежавшую в подвале Всесвятского храма. Тяжелобольная женщина проснулась абсолютно здоровой, а спустя 10 дней в заставленном мусором подвале храма была обнаружена святая реликвия. Весть об этом быстро разнеслась по округе, с надеждой избавиться от всевозможных недугов в село стали съезжаться тысячи верующих.

Спустя 12 лет после этих событий указом Священного Синода был открыт постоянный крестный ход с Малочернетчинским чудо­творным образом Спасителя в церковь слободы Большой Чернетчины Сумского уезда, а в 1892 года икону привозили в Сумы, когда там разбушевалась холера.
Крестные походы продолжались до начала Гражданской войны. В 1917 году икона неожиданно исчезла, а дальнейшая ее судьба была неизвестна. В 2009 году она попала в руки донецкого коллекционера и знатока православной иконографии Олега Здановича, который приложил много усилий, чтобы восстановить православную святыню.

Олег Зданович:
«Я не знал, как поступить. Размышлял, отдать икону или нет. Но понимал, что при всей коллекционной жадности иметь в своем собрании чудотворный образ неправильно, поскольку эта вещь не может принадлежать лишь мне».


Второе явление

«Один из моих дилеров был в Сумах, откуда и доложил мне, что обнаружил необычную икону в очень тяжелом состоянии, а затем прислал мне ее изображение. Образ сразу заинтересовал меня. После этого я посмотрел тыльную сторону реликвии и, увидев ручки для переноса, насторожился. Был дан сигнал приобрести икону, – вспоминает Олег Вячеславович. – Она была завернута старой тряпкой, вся в мошках и жуках. Наверное, в чулане икона провела не менее 20 лет. Живопись находилась в сложном состоянии, имелись загрязнения. Следовало укрепить основу живописи, почистить оклад. Места возле уст Спасителя и в точиле были зацелованы, а потому поддавались ретуши».

Спустя какое-то время была создана епархиальная комиссия, которой предстояло подтвердить или опровергнуть подлинность обретенного образа. Экспертное заключение с полным описанием православной реликвии, составленное доктором искусствоведения, главным научным сотрудником отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств Ириной Бусе­вой-Давыдовой, заняло 4 страницы и установило: икона подлинна.

«На реставрацию святыни в общей сложности ушло полгода, – отмечает реставратор и знаток религиозной живописи Глеб Гусаков. – На ней не было защитного слоя олифы. С одной стороны, это хорошо, поскольку икона не почернела. С другой стороны, олифа защищает живопись от воздействия кислорода и других факторов внешней среды. Потому полотно вздулось, а живопись осыпалась. Пришлось потрудиться».

Коллекционеры коллекционерам рознь

На вопрос журналистов о том, с каким чувством Олег Зданович передал икону церкви, дончанин признался, что это решение далось ему нелегко. Однако поступок Олега Здановича не остался неоцененным: 15 июля донецкий коллекционер был удостоен ордена Святого Равноапостольного князя Владимира ІІ степени.

По просьбе митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона сегодня икона передана в Свято-Успенскую Святогорскую лавру, где и будет находиться до юбилейных торжеств по случаю 20-летия возрождения обители, которые состоятся 24 сентября. Местом пос­тоянного нахождения чудотворного образа в будущем станет Спасо-Преображенский кафедральный собор в Сумах.

По мнению пресс-секретаря Донецкой епархии протоиерея Георгия Гуляева, к чудотворной иконе следует относиться с пониманием: «Человек обязательно ожидает какого-то знамения, но я, как православный священник, считаю, что само событие обретения образа – уже доказательство его чудотворности. Когда мы стояли в Святогорской лавре, весь храм троекратно едиными устами воскликнул «Спаси, Господи!». Тогда я и ощутил величие происходящего. Сегодня у нас есть доб­рое намерение сделать в Донецке музей религиозной живописи. Вначале это был иконный зал Донецкого областного художественного музея, который насчитывает 100 икон, а сейчас хотим создать отдельное культурное учреждение. Люди должны понимать, что следует не только открывать кафе и бутики, но и заботиться о сохранении культурного наследия. К тому же, нам есть что сохранять».

Наталья ЛЕХАН
Вернуться назад