Жара диктует правила

Жара диктует правилаС начала лета в Донецкой области зафиксировано более 1000 случаев кишечных заболеваний. И хотя эта цифра не больше, чем в минувшем году, специалисты относятся к ним настороженно.

Холодильник может подвести

Лето продолжается, поэтому остается актуальной задача подбора безопасных для здоровья продуктов питания.

– Пищевые отравления имеют мес­то, потому что жители региона порой забывают о правилах подбора рациона в условиях жары, – сказала в комментарии «Жизни» заместитель главного государственного санитарного врача Донецкой области Тамара Беломеря, – хотя они несложные. – Очень важно не идти на поводу у своих гастрономических слабос­тей и помнить, что кровяная колбаса, купленная на стихийном рынке, или кусок торта на пляже могут навредить вашему здоровью. И не стоит жадничать, стремясь закупить побольше продуктов на всю неделю, при высокой температуре воздуха холодильник в полной мере не справляется с поддержанием арк­тического климата.

Хотя риск для здоровья может об­условить и то, что продукты, еще вчера купленные в ближайшем супермаркете, на рынке, вам продали просроченные. Кстати, с начала года в инспекцию по вопросам защиты прав потребителей в Донецкой области на качество продуктов питания пожаловались более 100 жителей области. По словам начальника отдела инспекции Светланы Семений, с начала года жителям региона, купившим просроченные или некачественные продукты, выплачена компенсация.

Лучше не экономить

А тем временем одно из всеукраинских изданий составило и опубликовало рейтинг продуктов, которые не стоит приобретать в летний зной. На первом месте по классу опасности оказались акционные товары с очень низкой ценой. По закону испорченные продукты требуется утилизировать. Например, просрочка (разрешенный процент к утилизации) для категории молочной продукции составляет 5-7%, для мясоколбасных изделий – 15-20%, для фруктов и овощей – на уровне 40%. Однако некоторые супермаркеты на утилизации стремятся сэкономить... Поэтому так называемые акционные продукты реализуются по низким ценам – на 50-70% дешевле в сравнении с обычным товаром. Здесь можно встретить все – от почерневших овощей до побелевшей колбасы и заплесневелого (не французского) сыра. Но это уже не еда, а настоящие отходы, потребление которых, скорее всего, приведет как минимум к пищевому отравлению.

На втором месте в рейтинге оказались гриль-куры, кулинарные изделия и полуфабрикаты. Как отмечают специалисты отдела гигиены питания и безопасности пищи Центра радиационной медицины, кур, уже некондиционных для продажи в сыром виде, по-прежнему продолжают продавать под «грилем». Как, впрочем, и всю остальную группу кулинарной продукции – салаты с майонезом, жареное мясо и рыбу, а также фарш и маринованное мясо для шашлыков.

Небезопасные уловки

Может доставить хлопот и покупка рыбы другой «заморозки». Не секрет, что при замораживании свежей рыбы важно защитить ее поверхность от обезвоживания и окисления жира. Для этого и используют глазирование. Воду разбавляют специальным химическим составом с влагоудерживающим компонентом, благодаря чему глазурь долго не тает, а рыба не портится. При этом масса глазури в зависимости от вида рыбы и от того, как она была разделана, должна быть от 2% до 4% массы рыбы.

В действительности же замороженные продукты, особенно морепродукты, продающиеся «в глазури» изо льда, после разморозки теряют до 20-40% веса. К тому же, когда жару не выдерживают даже холодильники и морозильные камеры, рыба, морепродукты и мороженые полуфабрикаты по нескольку раз размораживаются и застывают снова. Говорить что-либо хорошее о пищевой и питательной ценности таких продуктов не приходится.

Не стоит забывать и том, что для сбыта залежалых продуктов под видом свежих, их обычно «обряжают» в новые одежды. На такую уловку попадаются даже искушенные покупатели. Например, если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату. Поскольку с выдавленной маркировкой подобный вариант не проходит, то стоит обратить внимание на молокопродукты с выдавленной (а не нарисованной) датой.

Аналогичный принцип используют и для фасованных мясоколбасных изделий. С той лишь разницей, что здесь занимаются не «рисованием», а прос­то полностью переклеивают этикетки. Поэтому, если поверх заводского стикера наклеен еще и супермаркетовский, то от покупки такого деликатеса лучше отказаться. Летом она может закончиться плачевно…

Ольга ЕВСЕЕВА
Вернуться назад