Авиационная непроходимость

Авиационная  непроходимостьОдного из ведущих украинских авиаперевозчиков продолжают преследовать проблемы, от которых страдают прежде всего пассажиры. В понедельник авиакомпания снова задержала несколько рейсов, на сей раз в западном направлении. Это наложилось на широко «разрекламированные» провалы «АэроСвита» в день открытия Евро-2012 и перед финальным матчем. Будут ли сделаны выводы из создавшейся ситуации?

За последние годы «АэроСвит», входящий в состав Украинской авиа­ционной группы (УАГ), успел закрепить за собой ряд ярлыков с эпитетом «самый». Причем далеко не всегда эти характеристики положительные. УАГ на сегодняшний день является одним из наиболее крупных авиаперевозчиков в стране. В него, помимо «АэроСвита», входят «Днеправиа» и «Донбассаэро». Группа работает на интересных направлениях, включая дальнемагистральные рейсы.
Учитывая масштаб бизнеса, провалы в работе компании становятся еще очевиднее для общественности.

В прошедшем году компания успела отметиться самыми массовыми в стране забастовками пилотов, и как следствие – срывом расписания рейсов на 10 и более часов. Госинспекция по защите прав потребителей оштрафовала авиакомпании, входящие в крупнейший альянс «Украинская авиационная группа» на 120 млн. грн. за плохое обслуживание пассажиров (это самый крупный штраф, который когда-либо выписывала инспекция).

Однако соответствующие выводы сделаны не были. Следующий массовый скандал пришелся как раз на период проведения Евро-2012, когда к украинским аэропортам было приковано особенно усиленное внимание, а столкнуться с низким уровнем сервиса имели возможность куда больше иностранцев, чем обычно. Рейсы компании на Афины, Копенгаген, Пекин, Бангкок, Кишинев, Вильнюс, Минск, Санкт-Петербург, Львов, Одессу, пять рейсов в Донецк – переносились на более позднее время, а часть из них и вовсе отменили. Пассажиры были вынуждены томиться в душном терминале. Эмоции били через край. Разгневанные пассажиры были готовы прямо из зала ожидания бежать в суд и добиваться сатисфакции за безобразный сервис. В разгоряченной толпе оказались футбольные фанаты, праздные путешественники и журналисты.

В авиакомпании проблемы с задержками и отменой рейсов объясняют дефицитом техники. Он образовался после того, как один из иностранных партнеров «АэроСвита» неожиданно приостановил свою деятельность и не смог обеспечить украинцев резервными авиамашинами.

Министр инфраструктуры Украины Борис Колесников тогда отреагировал на сложившуюся ситуацию следующим образом: «Эта компания уже предупреж­дена и понимает, какие санкции к ней могут быть применены, если она не вернется к регулярным полетам без опозданий», – заявил чиновник.

Но опоздания наблюдались и в день финального матча, когда болельщики из других стран так и не смогли добраться до Киева вовремя. В понедельник, уже после окончания Евро, сбой в расписании так и не ликвидировали. Правда, на этот раз у авиакомпании нашлось более удачное объяснение, чем неготовность технического парка. В связи с поломкой радиолокационного оборудования в зоне управления воздушным движением (УВД) Варшавы 1 июля 2012 г., в первой половине дня задержали рейсы многих авиаперевозчиков, в том числе и авиакомпании «АэроСвит». Об этом сообщили в пресс-службе компании. Той же причиной оправдывали и задержки рейсов в понедельник.

Главный редактор портала AviaNews Виктор Портников считает, что доведенная до кипения ситуация с задержкой авиарейсов обнажила проблемы украинского рынка воздушных перелетов. «Украинцы смогли сами почувствовать, что такое монополия, когда в случае какого-то сбоя нет никакой альтернативы, – говорит эксперт. – Такой ситуации могло и не быть, если бы вместе с «АэроСвитом» на внутренних и международных авиарейсах так же активно работали еще какие-то авиакомпании». 60 % всех внутренних авиаперевозок обеспечивают компании, подконтрольные группе «Приват». В
2009-м днепропетровская ФПГ обзавелась контрольным пакетом «Днепр­авиа» и «АэроСвита». Этот шаг позволил днепропетровцам получить влияние на «Донбассаэро», большинство акций которой принадлежит «АэроСвиту». В 2010-м «Приват» также приобрел авиакомпанию «Windrose». Перевозчики заключили соглашение, позволяющее его участникам продавать перевозки по маршрутам своих партнеров. Тогда конкуренция, как двигатель прогресса, умерла, так и не родившись.

«АэроСвит», по информации портала AviaNews, занимает особое положение на рынке украинских авиаперевозок. Около 40% всех внутренних пассажироперевозок в стране осуществляется его самолетами. При этом именно самолеты и есть ахиллесова пята авиакомпании «Приват». По данным портала planespotters.net, у «АэроСвита» практически в десять раз меньше самолетов, чем у его конкурентов из Франции, Великобритании и даже маленькой Ирландии.

Средний возраст украинского самолета достигает 17 лет, что втрое больше, чем у самолетов, например, российского «Аэрофлота». В «АэроСвите» объяснили, что средств на обновление авиапарка у собственников нет. А это означает, что обслуживание пассажиров без многочасовой задержки рейсов и отмены полетов практически невозможно. Стареющий авиапарк подвержен частым поломкам, на его содержание необходимо все больше средств и времени.

Сбалансировать рынок могут крупные иностранные авиакомпании, и они уже давно топчутся у порога Украины, добиваясь права беспрепятственного допуска на внутренний авиарынок. Так называемая программа «Открытое небо» с декабря 2007 года – тема регулярных переговоров между авиаперевозчиками и украинским правительством. Ее суть – отмена воздушных барьеров между странами Европы.

В данном случае выиграют пассажиры, новые аэропорты получат большую загрузку. А вот отечественные авиакомпании скорее всего не выдержат конкуренции. Поэтому сейчас, как никогда, важно понять, способны они на серьезные инвестиции и открытую конкуренцию или нет.

Денис ПЛОВИН
Вернуться назад