Осенние выборы в ОРДЛО по украинскому законодательству: эксперты предупреждают о рисках

Осенние выборы в ОРДЛО по украинскому законодательству: эксперты предупреждают о рисках


Президент Владимир Зеленский подтвердил во время конференции по безопасности в Мюнхене, что украинские власти намерены попытаться (при благополучном исходе переговоров в нормандском и минском форматах) осенью провести одновременно выборы на всей материковой части Украины, включая ОРДЛО (отдельный районы Донецкой и Луганской областей – временно оккупированная часть Донбасса). Эксперты прокомментировали интернет-газете "Жизнь" эти планы, их реалистичность и риски.

Политтехнолог, эксперт Украинского центра общественного развития, кандидат философских наук Юрий Подорожний напоминает, что партия «Слуга народа» 15 февраля провела очередной этап своего съезда, чем фактически дала старт кампании в очередных местных выборов, которые состоятся 29 октября 2020 года.

«Ключевым вопросом этой избирательной кампании остается вопрос одновременных местных выборов на оккупированной территории вместе с остальной материковой Украины, – отмечает Подрожний. – По состоянию на сегодня правящая партия смогла принять избирательной кодекс и сформировать новый состав Центральной изирательной комиссии (ЦИК). Президент Зеленский еще летом-2019, говоря о политике Украины в отношении оккупированных территорий, поставил задачу (прежде всего перед собой) – осуществить обмен пленными, поиск компромиссов с РФ и собственно интеграцию Донбасса».

Таким компромиссом, по словам политтехнолога, для Зеленского стала парижская встреча в нормандской формате, где 9 декабря украинская сторона подтвердила приверженность минским соглашениям.

«Украинские переговорщики даже выслушали лекцию со стороны Путина о необходимости выполнения Украиной взятых на себя обязательств, – напоминает Подрожний. – Камнем преткновения в переговорах стал вопрос, когда должны проходить местные выборы на Донбассе. Позиция президента Зеленского в Париже была однозначной и предусматривала невозможности проведения выборов до установления украинской властью контроля за границей с Россией на территории ОРДЛО. Трудно сказать, была ли это позиция собственно президента, или Владимир Зеленский был вынужден делать такие заявления, учитывая многочисленные акции протеста в Украине (а них главу государства обвинили в попытках подписать документы, которые привели бы страну к капитуляции). И подозрение в том, не пошел ли украинский президент на уступку россиянам, усиливаются после заявлений на прошедшей 14-16 февраля Мюнхенской конференции по безопасности».

Эксперт отмечает, что в Мюнхене Зеленский предположил, что выборы в ОРДЛО могут состояться при совместном контроле границы с представителями ОРДЛО и ОБСЕ. Это, считает Подорожний, меняет позицию Украины, озвученную во время встречи в Париже.

«Очевидно, украинский президент имеет какие-то гарантии, не озвученные широкой общественности, что именно такая конфигурация контроля за границей открывает путь к проведению выборов в Донбассе по украинскому законодательству, – говорит политтехнолог. – Но главным риском этой договоренности остается готовность Путина их выполнять. Президент Зеленский всё глубже продвигается в отношениях с Кремлем, фактически реализуя план Москвы по трансформации Украины. В этом контексте проведение местных выборов на Донбассе является едва ли не ключевым вопросом, после чего Украина может пересечь точку невозврата».

Политолог, руководитель Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко подчеркивает, что вопрос проведения местных выборов на неподконтрольном Донбассе в октябре действительно форсируется украинской властью. Особенно после недавних кадровых перестановок в Офисе президента и назначения его руководителем Андрея Ермака.

«Но я не был бы столь оптимистичен касательно этой опции, – отмечает эксперт. – Ведь другая сторона так и не дала принципиального согласия, а заняла позицию незыблемости Минских договоренностей. Украина, напомню, отстаивает необходимость получения контроля над госграницей и ряда других шагов в сфере безопасности до проведения выборов. Также на сегодня не в полной мере выполняется трек, взятый на последней встрече «нормандской четверки» в Париже».

С идеологической точки зрения местная кампания в ОРДЛО синхронизированно с остальной частью Украины в октябре дала бы четкий сигнал единства и фактической реинтеграции оккупированных районов Донбасса, считает Чаленко.

«Но на сегодня есть ряд проблем, которые пока делают такой исход малореалистичным, – говорит политолог. – Во-первых, кроме вопроса безопасности, местные выборы в Украине должны пройти на новой территориальной основе как логическое завершение реформы децентрализации. В ОРДЛО этими вопросами, ясное дело, никто не занимался. Во-вторых, там отсутствует работа украинских банковских учреждений, не функционируют местные ячейки украинских партий, нет возможности развернуть надлежащую работу избирательных комиссий, не работает полиция. Вопрос агитации также стоит под вопросом, поскольку, например, местное телевиденье, которое работает на неподконтрольной территории, никаких украинских лицензий не имеет. Сегодня идет речь о запуске украинского государственного телеканала для оккупированных территорий с 1 марта, но его эффективность вызывает сомнения».

Руководитель ЦАиС не исключает, что Российская Федерация всё же согласится на проведение местных выборов в ОРДЛО.

«Но только в том случае, если сможет продавить условия, которые позволят нынешним "властям" в ОРДЛО легитимизировать себя, получив соответствующий мандат под контролем ОБСЕ, – подчеркивает Чаленко. – Соответственно это возможность для РФ выйти из-под удара санкций за невыполнение "Минска" и крепкого позиционирования себя как третьей стороны».

Директор Центра изучения украинской политики Максим Семенов считает, что реализация озвученной инициативы позитивно сказалась бы на ходе урегулирования конфликта в Донбассе. Однако сомневается, что этого удастся добиться.

«Уже сейчас мы видим препятствия в Раде. Депутаты не демонстрируют готовности рассматривать «донбасские» законопроекты, в том числе и о выборах на неподконтрольных Киеву территориях, оговоренные в ходе парижской встречи в декабре прошлого года, – поясняет эксперт. – А с учетом затягивания принятия закона о земле (по оценке экспертов, правки могут рассматриваться в Раде до апреля), «донбасские» законопроекты могут не успеть принять до очередной нормандской встречи».

Открытым, по словам Семенова, остается и вопрос о конкретных условиях проведения этих выборов: будут ли они проходить по общим правилам или же в рамках особого закона по выборам в Донбассе, принятого Радой ad hoc (латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю»; как правило, она обозначает способ решения специфической проблемы или задачи, который невозможно приспособить для решения других задач и который не вписывается в общую стратегию решений, составляет некоторое исключение – прим. ред.).

«В первом случае мне трудно представить деятельность агитаторов «Свободы», «Европейской солидарности» и других сил из «партии войны», на неподконтрольных территориях, – отмечает директор ЦИУП. – Второй же подход не находит в настоящее время поддержки у украинского руководства, о чём было прямо и неоднократно заявлено. Исходя из вышесказанного, мне кажется крайне малой вероятность проведения местных выборов осенью на временно неподконтрольном Донбассе вместе со всей остальной Украиной. Ключевой причиной этого мне видится неготовность политиков в Киеве выполнять свои обязательства в рамках политической части Минских соглашений».

Владимир Серов

Вернуться назад