На пути к успеху

На пути к успеху41-й театральный сезон Донецкого академического областного русского театра юного зрителя можно по праву назвать успешным, поскольку два его главных спектакля получили лестные отзывы в Украине.

В апреле ТЮЗ представлял спектакль «Чайка» по пьесе А. П. Чехова на VI Открытом региональном фестивале театрального искусства
«В гостях у Гоголя» в Полтаве. По словам корреспондента газеты «Культура і життя» Лады Лабзовой, эта постановка стала настоящим потрясением фестиваля.

«Постичь, почувствовать и раскрыть особенность чеховской драматургии так выразительно и муд­рено, как это сделали тюзовцы, под силу не каждому даже именитому театру. Совсем новая трактовка образов, филигранность партнерской игры, глубина внутренних монологов, оценок, абсолютное понимание и искусное воплощение актерами смелых режиссерских замыслов. Много разговоров велось об использовании в постановке живой рыбы, что, откровенно говоря, настроило немного скептически, но такого мощного воздействия, такой поражающей аллегории не ожидал никто. Нередко постановки в жанре трагикомедии тяготеют к одной из составляющих, а в случае с пьесами Чехова – чаще к трагедии, но тут мы видим ювелирное соблюдение требований определенного жанра. Кое-кто из зрителей даже впервые понял, почему Чехов называл свои произведения комедиями», – отметила Лада Лабзовая.

Ирина Германюк, корреспондент газеты «Голос Украины», провела сравнительный анализ «Чайки», которая успешно идет на сцене теат­ра с 2010 года, и «Грозы», поставленной по задумке сценографа Владимира Медвидя и режиссера Олега Александрова.

«Вероятно, было сложно избежать некоторых самозаимствований, и из «Чайки» в «Грозу» кое-что просочилось. Так, живое реальное озеро превратилось в большую Волгу и заняло всю площадь аван­сцены. Главная героиня снова «поделилась» своим монологом – вместе с Катериной над вопросом, почему люди не летают, как птицы, размышляет и Марфа Кабанова. Актеры, которые играли в «Чайке», играют и здесь. Но ничто не помешало спектаклю обрести уникальную форму и собственное звучание, – пишет Ирина Германюк. – Режиссер строит спектакль на сочетании черного и белого. Цвета взаимо­дополняются, из-под черного может неожиданно показаться белый. Словно луч надежды».

«Когда-то, едва ли не впервые инсценированная в Украине Олегом Александровым, проза Андрея Платонова, вероятно, наделила этого режиссера даром делать спектакли вяжущие и текучие, атмосферные и глубинно-содержательные. В них будто не бывает остановок для передышки актеров. Нет пауз и нарочиты акценты, ударения. Время течет медленно, а напряжение мощно сковывает, сжимая сердце. И все, будто случайно, проходное, декоративное. А в «Грозе» – это и провидец Калугин (в пенсне и с книжкой), и девки с цветными ленточками. Все складывается в одно целое, как мистическая мозаика. Ткань спектакля будто усеяна множеством мелких отметин, которые играют со зрителем в жмурки и отгадайки. Но эти игры не детские, а взрослые. Для людей умных и сознательных», – резюмирует корреспондент еженедельника «Зеркало недели» Анна Веселовская.

Ступить на путь успеха макеевскому ТЮЗу удалось 5 лет назад, когда пост директора театра занял Владислав Слухаенко. Новый руководитель стал привлекать к работе над постановками режиссеров из других городов, а также проводить мастер-классы для молодых актеров. Было приложено много усилий, но, как видим, направление выбрано верно.
Вернуться назад