Жизнь взаймы

Жизнь взаймы

Государственная казначейская служба — один из главных элементов нашей финансовой системы. Она обеспечивает исполнение государственного бюджета, занимается его кассовым обслуживанием, контролирует операции с бюджетными средствами. Именно от неё зависит, вовремя ли будут начислены социальные выплаты и зарплаты бюджетникам, как будут распределены поступления от налогов и сборов. Прошедший год выявил проблемы в этом сотрудничестве. И пусть они не достигли кризисных величин, кое о чём задуматься стоит.

Пенсионная арифметика


Как известно, Пенсионный фонд выплачивает пенсии из средств, которые поступают от уплаты гражданами единого социального взноса (ЕСВ) и из государственного бюджета в качестве доплаты в размере его дефицита (доходы за минусом расходов).

Бывает, что средств из первого и второго источников не хватает на выплату всех пенсий, и тогда Пенсионный фонд занимает деньги у Государственного казначейства. Если казначейство не даёт ссуду, тогда выплаты пенсий задерживаются. Именно это произошло в июле 2018 года. Также в возникновении дефицита винили повышение пенсий военным пенсионерам.

Во избежание новых задержек правительство приравняло пенсии к первоочередным выплатам и поручило казначейству осуществлять их как приоритетные. То есть теперь казначейство просто обязано будет предоставлять займы Пенсионному фонду.

Забота о бюджетниках — это хорошо; плохо то, что это провоцирует наращивание задолженности, говорят эксперты. Ведь Пенсионному фонду вдобавок разрешили не погашать полученные от казначейства займы до конца года.

По словам главы Госказначейства Татьяны Слюз, в январе 2019 года Пенсионный фонд получил заём в размере 8 млрд грн, в феврале — 3,8 млрд грн. «Январский долг Пенсионный фонд уже погасил, также в январе был погашен просроченный долг за 2018 год — 4,8 млрд грн. Всего в 2018 году Фонд привлёк у казначейства 89 млрд грн», — уточнила она.

И всё же решение проблем дефицита бюджета не экономическими способами не может не настораживать.

Казна пуста?


Первое, что думает обыватель, узнав, что пенсии и зарплаты задерживают, — что денег нет в казне. Это и так, и не так. Например, на начало года на едином счёте Государственной казначейской службы Украины было 9,9 млрд грн, а на валютных счетах Национального банка и госбанков — более 47,7 млрд грн. Но ведь есть ещё и поступления — налоги, сборы, штрафы…

Когда в прошлом году в июле случился «кассовый разрыв», Пенсионный фонд пенял на недополучение ЕСВ, хотя фискальная служба отчиталась о перевыполнении плановых показателей. Да и Минфин сообщил о своевременности выплат из госбюджета. То есть поступления ЕСВ растут, но проблема в том, что этот рост не покрывает растущие потребности Пенсионного фонда. А как мы помним, казначейство теперь обязано эти потребности немедленно удовлетворять. В 2017 году на это нужно было 22,6 млрд грн в месяц в январе — сентябре и 29,9 млрд грн в октябре — декабре, в 2018 году — уже 30,5 млрд грн. Получалось на 6 млрд грн расходов больше. Но столько от ЕСВ в бюджет не поступало.

Между тем, как утверждает та же Татьяна Слюз, в передовых странах бюджетная процедура исходит из того, что чем меньше средств на счёте казначейства, тем лучше. Это значит, что экономика работает. В Украине все запланированные расходы из бюджета происходят не сразу, — наибольшая нагрузка по расходам приходится на декабрь каждого года. И на протяжении года часть средств не используется, что-то экономится, таким образом покрывают разницу между поступлениями и выплатами.

Подстраховаться от кассовых разрывов сложно: никакого спецфонда для этого нет. Если на протяжении года расходы можно проводить с Единого казначейского счёта, то на конец года по общему фонду нужно иметь положительный остаток. Этот остаток и направляют на будущие расходы бюджета — защищённые и незащищённые. Средства, которые остаются неиспользованными на бюджетных счетах, обязательно возвращаются в конце года в соответствующие бюджеты.

Заработать не дают…


Любой финансист согласится с тем, что деньги, сколько бы их ни было, должны работать. Но на сегодняшний день средства, которые есть у казначейства, этого делать не могут. Хорошим подспорьем в деле наполнения госбюджета могли бы стать кредиты овернайт, когда банкам ненадолго дают взаймы наличные средства. Тут уж возвращать принято вовремя и с хорошими процентами. Так почему нет?

А потому, что такой вид заработка для Госказначества сегодня недоступен из-за действующего законодательства. «Мы должны предоставлять бесплатные услуги. Но такие разговоры (об использовании свободных средств с целью получения прибыли) действительно ведутся. Мы обговаривали в кулуарах совместно с Минфином, что, возможно, необходимо вернуться к такой практике. Ведь средства учитываются на Едином казначейском счёте, который открыт в Национальном банке Украины, поэтому это было бы логично. Но пока что это на уровне разговоров», — поделилась Татьяна Слюз.

Как мы понимаем, идея не нова. Но чтобы воплотить её в жизнь, необходимо пересмотреть Бюджетный кодекс и дополнить его соответствующими нормативными актами.

Zavarnik
Вернуться назад