За налоговую справедливость!

За налоговую справедливость!

Вот такой новогодний тост предложило Министерство социальной политики Украины, задумавшее пересмотреть правила начисления единого социального взноса (ЕСВ). Мотивы предложенного законопроекта: улучшить состояние Пенсионного фонда и обеспечить «справедливость» этого налога. Что предлагается изменить и почему проект вызвал возмущение в предпринимательской среде?

Вот такая справедливость


Как известно, месячные зарплаты наших крупных бизнесменов и некоторых чиновников высшего эшелона исчисляются десятками и сотнями тысяч гривен. Обязательное декларирование доходов показало наличие в Украине сотен, если не тысяч, тружеников, ежегодно зарабатывающих миллионы. Именно с их «космических» заработков Кабмин рассчитывает собирать не менее 10 млрд грн ЕСВ в год в порядке восстановления социальной справедливости. По крайней мере, такую цель декларирует законопроект в отношении ЕСВ, разработанный правительством.

Предусмотренное реформой повышение размера пенсий вынуждает чиновников Минсоцполитики в авральном порядке искать новые источники наполнения Пенсионного фонда. И хотя ожидаемая сумма сборов ненамного уменьшит его дефицит, который, по прогнозам, на начало 2019 года может составить порядка 166 млрд грн, проект был одобрен Кабмином.

Предлагаемые новшества коснутся прежде всего бизнеса и тех работников госсектора, которые получают высокую зарплату. Минсоцполитики предлагает применить для начисления ЕСВ регрессивную шкалу. Сегодня предельная сумма, на которую начисляется 22 % ЕСВ, равна 15 «минималкам» — то есть 55,8 тыс. грн; на всё, что выше, соцвзнос не начисляется.

Предложенный проект закона предполагает повышение этого порога с начислением ЕСВ по ставке 22 % на зарплаты до 25 минимальных. Для зарплат, превышающих этот уровень, вводится регрессивная шкала с уменьшением налога от 20 % до 5 % исходя из суммы зарплаты. Вдобавок Кабмин предлагает увеличить ставку (на 7 и 15 %) предприятиям, где есть вредные условия труда, в зависимости от их уровня. Ну и вдобавок ко всему правительство хочет повысить ответственность плательщиков ЕСВ. В частности, вернуть уголовное наказание за уклонение от налогов, ввести запрет на выезд за рубеж и управление автомобилем при наличии соответствующего уголовного дела.

С этим надо что-то делать


Как утверждают чиновники, схем ухода от уплаты ЕСВ сложилось немало и с этим надо что-то делать. По данным ведомства и Пенсионного фонда, около 75 % частных субъектов предпринимательства заявляют среднюю зарплату в пределах 4 тысяч грн, а свыше 80 тысяч их руководителей получают «минималку», что свидетельствует о значительной тенизации выплат.

Ознакомившись с предлагаемыми правительством новшествами, предпринимательская среда забила тревогу. Горький опыт прошлого научил не доверять «справедливостям», под которые, как правило, завуалировано увеличение налогового бремени. Так, члены Европейской Бизнес Ассоциации считают, что под лозунгом борьбы с теневыми зарплатами протаскивается попытка ввести дополнительное налогообложение добросовестных плательщиков, работающих по-белому; а недобросовестных очередные налоговые нововведения поощрят совершенствовать теневые схемы. Принятие парламентом указанных изменений, опасаются бизнесмены, может привести к уменьшению официальных зарплат и, соответственно, сокращению налоговых поступлений от физических лиц.

По мнению старшего научного сотрудника Института экономических исследований и политических консультаций Ирины Федец, изменение расчёта ЕСВ может стать препятствием и для прямых иностранных инвестиций, поскольку зарплаты на предприятиях зарубежных инвесторов традиционно высокие и притом вполне официальные. А отечественных специалистов это вынудит думать о трудоустройстве за рубежом, и внутренний рынок столкнётся с дефицитом квалифицированных кадров.

Гладко было на бумаге…


Учесть бы надо и то, что сегодня формы трудовой деятельности претерпевают изменения и становятся более гибкими. В частности, широко распространяются фриланс, работа по разовым контрактам, самозанятость и тому подобное. Предложенные правительством изменения не учитывают таких тонкостей, равно как не берут во внимание условия работы молодых украинских компаний и стартапов, где различия в зарплате между сотрудниками и руководством, как правило, минимальные. Жёсткая ответственность, предусмотренная законопроектом о ЕСВ, может отбить у наших соотечественников желание открывать своё дело и регистрировать бизнес.

Не стоит забывать и ещё об одной проблеме, косвенно задевающей тему уплаты бизнесом ЕСВ и налогов в целом. Украинское налоговое законодательство зависло в состоянии всяческих изменений, отмен и прочих неожиданностей. Перманентное непостоянство пугает бизнес, и не только отечественный, привыкший как-то приспосабливаться к таким вещам. Иностранный предприниматель, привыкший жить в стабильном правовом поле, опасается вкладываться в Украину и, как свидетельствует практика, при первом «испуге» торопится свернуть деятельность.

Эти проблемы не должны остаться без внимания при рассмотрении законопроекта о ЕСВ в парламентских комитетах. Пожелаем бизнес-сообществу донести свои опасения до народных избранников!

Zavarnik
Вернуться назад