Сервисная составляющая налоговой службы

Сервисная составляющая налоговой службыНалоговая служба является необходимым механизмом существования любого государства. При этом от эффективности и сбалансированности ее работы во многом зависят динамика развития экономики и инвестиционный климат. Государственная налоговая служба Украины прошла процесс реформирования, внедрила Налоговый кодекс и постепенно меняет философию работы.

О деталях этого процесса читателям «Жизни» рассказал председатель Государственной налоговой службы Украины в Донецкой области Вадим Бондаренко.

Вадим Вячеславович, налоговая служба, как и многие другие органы государственной власти, в последнее время претерпела целый ряд изменений. На что прежде всего была направлена реформа налоговой службы?

Основная задача, которая ставилась в процессе реформирования, – повышение эффективности работы налоговой службы и улучшение качества оказываемых налогоплательщикам услуг. Этого необходимо было достичь при условии уменьшения количества городских и районных инспекций – с 44 до 34, и сокращения работающих как в областном аппарате, так и на местах.

Тем самым нам удалось решить сразу две проблемы: сохранить настоящих профессионалов, выполняющих львиную долю повседневной работы, и избавиться от случайных для налоговой службы людей. Речь идет о тех, кто рассматривал служебное удостоверение работника налоговой как инструмент собственного само­утверждения и основание занимать в отношениях с бизнесом пренебрежительную позицию. От таких людей мы избавлялись в первую очередь.

Для борьбы с проявлениями коррупции в работе службы внедрен сервис для налогоплательщиков под эгидой председателя ГНС Украины «Пульс налоговой». Сервис функционирует по принципу call-back: работники ГНС Украины не только принимают обращения, но и потом сообщают о результатах проверки и принятых мерах. Линия работает круглосуточно: в рабочее время информацию о коррупционных и других неправомерных действиях принимают работники ГНС, в нерабочее время – интерактивный автоответчик. Телефон сервиса «Пульс налоговой» – (044) 284-00-07.

И это дает свои результаты. Взаимоотношения между плательщиками и налоговыми службами постепенно выходят на новый уровень, меняется менталитет, возрастает доверие к нашей работе. Об этом говорят многочисленные фокус-группы и анализ, который мы проводим, выезжая на места для того, чтобы узнать мнение людей, которые пришли в одно из подразделений налоговой службы в том или ином городе или районе Донецкой области.

При этом нам удалось соблюсти главное условие реформирования: не усложнить процесс уплаты налогов, а наоборот, сделать его более комфортным для людей. Оптимальная численность, налаженное взаимодействие между структурными подразделениями, наличие методологического подхода в работе и создание равномерной нагрузки на местные ГНИ – вот, на мой взгляд, основные итоги реформирования налоговой службы в Донецкой области.

Для борьбы с проявлениями коррупции в работе налоговой службы внедрен сервис для налогоплательщиков – «Пульс налоговой». Он дает возможность в телефонном режиме оставить сообщение о злоупотреб­лениях в работе сотрудников налоговой службы.

С начала года страна работает по новому Налоговому кодексу. Какое влияние, на ваш взгляд, оказал этот документ на бизнес-среду?

Необходимость принятия Налогового кодекса назрела уже давно. И в идеале этот документ должен был появиться гораздо раньше. Однако довести до логического завершения первый этап работы, поскольку кодекс, без сомнения, будет совершенствоваться в дальнейшем, удалось только сейчас. До принятия кодекса более 50 документов регулировало взаимоотношения между властью и бизнесом на налоговом поле. Отслеживать все взаимосвязи и изменения было непросто даже практикующим юристам и бухгалтерам, не говоря уже о предпринимателях.


Сейчас, помимо снижения ряда налоговых ставок, о которых уже много говорилось, само количество различных отчислений благодаря принятию кодекса сократилось почти в два раза. Из повседневных функций бухгалтеров была изъята та «мелочь», которая только усложняла работу и увеличивала документооборот, но не несла особой нагрузки с точки зрения пополнения бюджетов всех уровней.

Государственная налоговая служба Донецкой области с начала года обес­печила поступление в местные бюджеты 3 млрд. 516 млн. грн., прирост к аналогичному периоду в прошлом году составил 520 млн. грн. или 17%.

В чем причина роста показателей на фоне снижения налоговых ставок и угроз второй волны кризиса, которые озвучиваются время от времени?

На сегодняшний день я как руководитель Государственной налоговой службы в Донецкой области не вижу реальных предпосылок для кризисных прогнозов. Экономика региона работает стабильно, и те факторы, которые были характерны для начала кризиса в 2008 году, не просматриваются.
Что касается роста сборов, то здесь ощущается воздействие нескольких факторов. Это изменения, внесенные в налоговую среду с принятием кодекса, а также результат реформирования самой системы работы налоговой службы – с уходом от фискальных функций к созданию комплекса сервисов для налогоплательщиков. И, наконец, повышение налоговой грамотности, дисциплинированности и самосознания плательщиков.

Со своей стороны мы сделали уже многое, чтобы такое понятие, как очередь в налоговой инспекции, исчезло из повседневной жизни предпринимателей и представителей бизнеса. Продолжается работа по оздоровлению взаимоотношений между инспекторами и плательщиками – минимизируем проявления непрофессионализма и откровенного хамства. В конечном счете, мы идем к созданию партнерских отношений между налоговыми органами и бизнесом.

ГНС значительно сократила количество проверок малого бизнеса. Во втором квартале 2012 года количество документальных плановых проверок уменьшится на 22% в сравнении с первым кварталом. А за год давление на малый бизнес снизится почти на 40%.

В рамках программы Топ-10, действующей у нас, я регулярно встречаюсь в формате «круглого стола» с представителями основных бюджетообразующих предприятий и сфер бизнеса в городах и районах. За последние 2 месяца прошло уже 10 встреч, на которых не было высказано серьезных жалоб. Были озвучены пожелания, которые в техническом плане могут сделать работу налоговой более комфортной для бизнеса. Они детально рассматриваются нами в пределах имеющихся полномочий. А если для принятия решения необходимо одоб­рение из вышестоящих инстанций, то мы направляем собранные материалы на центральный уровень.

Введение новых налогов, в частности налогообложения недвижимости, вызывает в обществе нездоровый ажиотаж. К нам в редакцию тоже поступают звонки, читатели опасаются, как бы дачный домик не стал дырой в скудном семейном бюджете. Можете ли вы их успокоить?

То, что все новшества, особенно касающиеся налогообложения, воспринимаются обществом настороженно, – это нормальная практика. Особенно у нас, когда у населения нет необходимых навыков, а общий уровень налоговой грамотности достаточно низок. Ведь общение с налоговой большинства граждан сводится к тому, что бухгалтерия предприятий удерживает из зарплаты необходимые отчисления. Потому, когда налоги касаются кого-то лично, – это вызывает определенные сложности.

Что касается налога на недвижимость, то он вступает в силу с 1 июля текущего года. И, согласно содержащимся в законе нормам, не коснется подавляющего большинства населения области. Поскольку квартиры площадью до 120 кв.м и дома площадью до 250 кв.м облагаться налогом не будут. Кроме того даже если площадь вашего недвижимого имущества превысит установленные законом льготные рамки, ставка налога будет взиматься только с «лишних» квадратных метров. При этом она не столь велика, чтобы ввести население в финансовый штопор.

В большей мере этот налог касается владельцев роскошных апартаментов и особняков, а также владельцев нескольких объектов недвижимости. Ну и, конечно, налоговой службы, которой предстоит наладить эффективное администрирование указанного налога. Сейчас мы как раз завершаем сбор данных об объектах недвижимого имущества Донецкой области с тем, чтобы данный процесс проходил с минимальными неудобствами для плательщиков.

Сейчас все чаще Государственная налоговая служба позиционирует себя не как фискальный орган, а как структуру, ответственную за предоставление налогоплательщикам необходимого набора сервисов для расчетов с государством. В чем это выражается на практике?

Самый наглядный пример – создание сервисных центров для плательщиков налогов на базе инспекций. Это позволяет минимизировать время, необходимое для получения справок, консультаций и уплаты налоговых отчислений. Кроме того работа налоговиков стала и в буквальном, и в переносном смысле слова прозрачной. Работники инспекций сидят за стеклянными перегородками, а все их действия – на виду как у плательщиков, так и у коллег. Сейчас у нас работает уже 23 таких центра. В ближайшее время планируем завершить создание такой сервисной сети по всей области.

Помимо этого ГНС сильно сократила количество проверок малого бизнеса. Во втором квартале 2012 года количество документальных плановых проверок уменьшится на 22 процента в сравнении с первым кварталом. В целом в текущем году налоговая служба области проверит 680 предприятий. По сравнению с 2011 годом, когда было проверено 1130 плательщиков, в нынешнем году их количество сократится почти на 40 процентов.

В то же время уменьшается и количество плановых проверок субъектов малого бизнеса. Так, за 4 месяца 2012 года было проведено 48 проверок. Это на 76% меньше, чем в прошлом году, тогда их количество составляло 199. При этом продолжает действовать мораторий на фактические проверки представителей малого бизнеса. Их не проверяют уже второй год подряд.

С крупным бизнесом мы выстраиваем партнерские отношения. Работает рискоориентированная система отбора плательщиков для проверок. Это означает, что вначале проводится глубокий анализ экономики предприятия, а уж затем принимаются соответствующие решения. В результате нам удается сконцентрироваться на действительно серьезных нарушениях и снизить давление на бизнес в целом. Из выявленных в январе-марте текущего года 119 преступлений 111 являются тяжкими, по фактам уклонения от уплаты налогов выявлено 71 преступление, все – в особо крупных размерах. Сумма возмещенного ущерба по уголовным делам составила 81,4 млн. грн., что на 22,6 млн. грн. больше, чем в соответствующем периоде 2011 года.
Вернуться назад