Банки и «планки»

Банки и «планки»

Новые требования Национального банка Украины сократят финрынок ещё наполовину к 2021 году. Главные кандидаты на «вылет» — мелкие банки с капиталом до 300 млн грн. Дотянуться до задираемой всё выше планки надёжности и лояльности смогут лишь государственные и системные финучреждения с иностранным капиталом. Если кого-то утешит это уточнение — клиентов обещано подстраховать…

Лишение иллюзий


Надежды мелких банков на поблажки от НБУ в отношении размера регулятивного капитала, похоже, не оправдались. В конце 2017 года им была дана отсрочка, но она не бесконечна. До июля 2020-го финансовым учреждениям придётся либо нарастить капитал до 300 млн грн, либо лишиться лицензии. И хотя в Верховной Раде лежит проект закона об установлении единого порога регулятивного капитала в 200 млн грн, шансов на его принятие всё меньше. Это подтвердила и замглавы НБУ Катерина Рожкова на совещании с представителями крупнейших 40 банков в конце сентября.

Времени совсем мало. Ведь до 1 марта следующего года те, у кого капитализация не дотягивает до 300 млн, должны предоставить регулятору чёткий план действий с конкретными цифрами планируемой прибыли и источниками её получения вплоть до 2021 года. В НБУ уже предупредили: фиктивных показателей и фантазий не примут. На проверку предоставленных бизнес-планов отводится три месяца. Нарушителям традиционно грозят санкциями и отзывом лицензии.

Забота о надёжности и увеличении капитала — это, конечно, хорошо. Плохо то, что источников прибыли у банков всё меньше. И в ближайшее время эта тенденция сохранится, если не усугубится.

Мы их теряем…


Как известно, один из важнейших источников профита для банка — его клиенты, предприниматели. А им сейчас активно «закручивает гайки» ГФС. С одной стороны, банки обязаны помогать налоговикам, сливая информацию о движениях по счетам физлиц. С другой — все понимают, что с каждым витком ужесточения финмониторинга, с каждым новым «знай своего клиента» этих самых физлиц в активе банка будет оставаться всё меньше. Чем дальше, тем более мелкие предприниматели будут попадать под бдительное око мониторинга; и как организовать это в отношении десятков и сотен тысяч ФЛП — банки пока не представляют. Не будучи уверены, что справятся с растущими требованиями сверху, многие предпочтут и вовсе прекратить сотрудничать с мелким бизнесом. Пусть и теряя в доходах. Правда, НАБУ обещает запустить в следующем году единый реестр публичных лиц и разрешить банкам его использование, чтобы избежать проколов в мониторинге и застраховать себя от санкций.

Ещё один источник дохода — кредитование. Здесь Госфинмониторинг тоже урезает возможности банков. Многие до сих пор не выполнили норматив по кредитам связанным лицам. А на повестке дня уже новая методика оценки по SREP (Supervisory Review and Evaluation process). «Она характеризует угрозы для жизнеспособности банка и указывает на потребность принятия надзорных действий, в зависимости от рисков деятельности», — поясняет руководство НБУ. Надзор внешних комплаенс-менеджеров и рисковиков усложнит возможности для маневра.

Кредитовать физлиц тоже станет сложнее. С сокращением численности трудящихся, с учётом выехавших на заработки и бюджетников, кредитоспособных украинцев останется не так уж много. Из 14 миллионов потенциальных заёмщиков многие уже «охвачены». К тому же в январе 2019 года ожидается запуск Кредитного реестра НБУ, после чего формировать резервы банкам придётся под каждого заёмщика, хоть раз «проколовшегося» на обслуживании займа — потребительского ли, или находящегося в ликвидируемом банке. И вопрос, стоит ли кредитовать такого, будет всё чаще решаться отрицательно.

Затраты у банков тоже, скорее всего, существенно возрастут. НБУ уже предупредил всех о грядущем кризисе ликвидности. Уже сейчас стоимость гривни для банков с учётом всех накладных расходов приближается к 20 % годовых. Дорожает и содержание сети: зарплаты персонала, аренда помещений, операционные расходы.

Новинки сезона


На упомянутом «программном» совещании были озвучены и новые требования. Часть вступят в силу уже в январе, остальные пока отсрочены.

Главная изюминка — вводимый коэффициент покрытия ликвидности LCR. Пока что банки рассчитывают его в тестовом режиме. Да и регулятор не озвучивает «целевой показатель». Хотя вполне возможно, что в конце эта цифра достигнет 100 %, согласно европейским нормам. Сегодня до этой планки дотягивают 37 из 81 платежеспособных финучреждений страны. Остальные ждут, что в ноябре НБУ подробнее разъяснит ситуацию.

Также внушает тревогу оценочный параметр «операционные риски». Он будет напрямую влиять на расчёт регулятивного капитала: чем выше риск, тем ниже капитал. Методика расчёта рисков тоже пока не расшифровывается.

А ещё НБУ инициирует курс на сокращение доли непрофильных активов в портфелях банков. Их стоимость с 2020 года начнут уменьшать в оценке капитала на 20–30 % ежегодно. Цель: стимулировать банки избавляться от взятых на баланс кредитных авто и недвижимости.

С вещами на выход


Глядя на эту ситуацию, около десятка финучреждений, не дожидаясь штрафов и ограничений в деятельности, уже ведут переговоры с НБУ на предмет сдачи лицензий. Эксперты прогнозируют: это не предел. В ближайшие несколько лет отечественная банковская система может лишиться примерно половины участников.

В условиях удорожания ресурсов, дефицита источников прибыли, конкуренции с небанковскими учреждениями с одной стороны и необходимостью «планового» наращивания капитала и поиска средств на покрытие понижающих факторов с другой, банки оказались между Сциллой и Харибдой. Растущие риски в свете ужесточающегося финансового мониторинга не добавляют оптимизма.

Да и нас, больших и малых клиентов и заёмщиков, предпринимателей и обычных налогоплательщиков, схлопывание банковского разнообразия отнюдь не радует. Низкая конкуренция в сфере банковских услуг не повлечёт ни их удешевления, ни повышения их качества.

Zavarnik
Вернуться назад