Внешнеторговые горизонты

Внешнеторговые горизонты

Украинский продукт срочно нуждается в альтернативных рынках. Многие компании в силу различных причин начинают попытки переориентироваться на Африку, Азию и Северную Америку. Какие экспортные горизонты открываются для нас в этих направлениях?

На все четыре стороны


В последнее время украинский бизнес, ориентированный на экспорт, озабочен поиском новых рынков. Во многом это связано с потерей рынка России и проблемами с вхождением в еврорынок. Несмотря на Соглашение об ассоциации, пробиться в ЕС нашим товарам достаточно сложно по разным причинам, от сертификации до квот. Поэтому взгляды значительной части украинских предпринимателей обращены на Юго-Восточную Азию и Африку, а также Канаду и Израиль. На этих рынках пока что нет квот, да и условия вхождения сравнительно либеральные, а в отдельных случаях даже льготные.

По словам замминистра Минэкономразвития Наталии Микольской, не все готовы к выходу на незнакомый рынок, особенно если он достаточно отдалённый. Существенные логистические затраты по сравнению с еврорынком, а также непродуманная стратегия присутствия могут привести к убыткам. Поэтому первым делом потенциальные экспортёры должны изучать тенденции местных рынков, особенности спроса и конкуренции.

Канада


Зону свободной торговли (ЗСТ) с Канадой открыли чуть больше года назад. По данным Госстата, за время её действия товарооборот между странами составил $0,5 млрд. По словам руководителя Киевской ТПП Николая Засульского, в торговле с Канадой практически отсутствуют пошлины и есть программы развития территорий, которые могут быть интересны для украинского бизнеса. ЗСТ с Канадой предусматривает отмену на льготный период (от 3 до 7 лет) торговых ограничений и пошлин на основные товарные группы. Таким образом, почти 98 % украинских товарных позиций могут ввозиться в эту страну беспошлинно.

Немаловажно для успешного вхождения на канадский рынок и присутствие там украинской диаспоры, пятой по численности. Это хорошее связующее звено между украинскими компаниями и канадскими дистрибьюторами, торговыми сетями и потребителями.

Израиль


Соответствующее соглашение о ЗСТ уже парафировано чиновниками; идёт техническая подготовка его подписания, которое может состояться в ближайшие месяцы. Одно из положений документа предполагает снятие импортных пошлин на 80 % продукции промышленной группы, а также для отдельных групп товаров АПК, поставляемых из Украины.

Израильский рынок специфичен и относительно закрыт. ЗСТ даст нашим экспортёрам новые возможности и конкурентные преимущества, ведь наша продукция уже хорошо известна израильтянам. Больше всего в эту страну поставляется украинской сельскохозяйственной (68 %) и металлургической (26 %) продукции. За последний год резко возросли экспортные показатели по сахару, мёду, измерительным приборам, насосному оборудованию и спортинвентарю. Как заявил во время июньского визита в Израиль глава МИД Украины Павел Климкин, при взаимном торговом потенциале на уровне $5 млрд в год есть возможность ежегодного роста не менее чем на 20 %.

В Израиле, как и в Канаде, много эмигрантов из Украины и других республик бывшего СССР, знакомых с качеством украинской продукции. Это упростит поиск новых контактов и возможностей на тамошнем рынке.

Африка


Многие бизнесмены отмечают хороший торговый потенциал африканских стран, где происходит интенсивный рост населения. Сегодня на рынке «чёрного» континента активно работают индийские и китайские компании, но места хватит всем. По неофициальным прикидкам, объём этого рынка может достигать $1 трлн.

По данным Госстата, в настоящее время экспорт украинской продукции в страны Африки не превышает $4 млрд. Для сравнения, только Китай уже инвестировал туда около $60 млрд.

По мнению руководителя компании Panafrican trading alliance Артёма Гудкова, кроме поставщиков сырья имеют перспективы экспорта в Африку украинские фармацевтика, чёрная металлургия и даже судостроение. Главными препятствиями для выхода на африканские рынки могут стать затраты на логистику, коррупция местных чиновников, а также большая конкуренция со стороны китайцев, индусов и арабов. Стоит учитывать также интенсивное развитие экономик отдельных африканских стран, которые в будущем могут стать конкурентами в таких традиционных для Украины статьях экспорта, как металл и зерно.

Индия


Сегодня Индия вполне способна закупать украинские товары на сумму $0,5–1 млрд. Это огромный потребительский рынок. Здесь работает ряд программ, направленных на поддержку вхождения высоких технологий в экономику. А если компания регистрируется «на паях» с индийскими гражданами, она может рассчитывать на финансирование строительства производственных мощностей.

Индийская экономика находится на стадии интенсивного развития, модернизации энергетической и транспортной инфраструктуры, фармацевтики и ряда других сфер. Поэтому, считает Наталия Микольская, украинские компании могут предложить индийцам услуги по проектированию и строительству инфраструктуры, обслуживанию и модернизации энергообъектов.

Уже в течение нескольких лет Индия является одним из основных рынков сбыта для украинского АПК. В частности около 70 % нашего экспорта в эту страну занимает подсолнечное масло. Также индусы охотно покупают в Украине и ряд других товарных групп: химическую, металлургическую, электроосветительную продукцию, двигатели и станки.

Конечно, украинские компании могут попытаться работать и на других рынках, даже самых отдалённых. В любом случае основной алгоритм будет один: тщательный анализ возможностей и уверенность в своих силах, подкреплённая финансовым и кадровым потенциалом.

Zavarnik
Вернуться назад