Сжиженный интерес

Сжиженный интересУкраина продолжает поддерживать тесные связи с Катаром. Двусторонние встречи на высшем уровне проходят чуть ли не каждые полгода. Вслед за визитом эмира Катара шейха Хамад бин Халифа Аль Тани в Киев прошлой осенью несколько дней назад Катар посетила украинская делегация во главе с премьер-министром Николаем Азаровым.

У Украины и Катара много потенциальных точек соприкосновения в бизнесе, однако главной темой был и остается транзит сжиженного газа, как альтернативы «газпромовскому» топливу.

Одной из основных энергетических задач, которые стоят перед нашей страной уже не один десяток лет, является снижение зависимости от поставок газа из России.

Для этого у нас разрабатываются проекты по добыче сланцевого газа, а также рассматривается возможность покупки топлива на так называемом спотовом рынке Европы. Еще одним потенциально перспективным направлением газовой диверсификации является поставка сжиженного газа морским транспортом. В настоящее время правительство уже начало договариваться о долгосрочных поставках сжиженного газа для будущего терминала, который построят под Одессой.

– Украина настойчиво работает над диверсификацией поставок газа и изучает возможность приобретения газа в Катаре, – сказал украинский премьер Николай Азаров в ходе посещения катарской компании «Рас Газ». – На сегодняшний день, даже с учетом доставки в Украину, катарский газ обойдется в 3 раза дешевле, чем российский.

Правда, эксперты говорят, что низкая цена газа в Катаре – это еще не значит, что он будет дешевым в Одессе. Дело в том, что большие затраты связаны с арендой или покупкой танкеров для перевозки энергоносителей, затратами на транспортировку, также придется платить Турции за проход кораблей через Босфор. Данную проблему обсудят до конца месяца на трехсторонних переговорах Украины, Катара и Турции.

«Достигнута договоренность об организации трехсторонней встречи с участием Украины, Катара, Турции, во время которой будет обсуждаться вопрос транспортировки катарского газа в Украину», – заявил Николай Азаров.

По словам премьера, проведение такой встречи запланировано на конец мая текущего года, где будут обсуждаться различные варианты, в частности, относительно пропуска танкеров через пролив Босфор. Эксперты отмечают, что участие Катара в переговорах между Украиной и Турцией может положительно сказаться на их результатах, поскольку между двумя этими странам существуют давние партнерские отношения. К слову, не так давно, рассматривая планы Катара по увеличению поставок своего природного газа в Болгарию и Украину, турки даже предлагали изучить возможность реализации совместного проекта по строительству нового канала, параллельного Босфору.

Еще одним проблемным вопросом на пути сжиженного газа в Украину, помимо пролива, является непосредственно строительство терминала по приемке и разжижению газа. На реализацию данного проекта, по разным оценкам, необходимо от 1 до 2,5 млрд. долларов. Учитывая достаточно скромные возможности госбюджета, Украина рассматривает возможность совместного выполнения проекта с тем же Катаром, имеющим большой опыт в этой сфере, Турцией, без участия которой проект не сможет эффективно реализовываться и привлечением инвесторов. Украинская сторона также предложила Катару принять участие в разведке и добыче нефти и газа на своей территории. Сами же катарцы оптимистично настроены на сотрудничество с Украиной. По мнению главы правительства Катара, их страна имеет большой опыт строительства терминалов сжиженного газа, поэтому необходимо проводить переговоры и начинать реализацию проектов. Стоит напомнить, что катарские компании частично уже являются собственниками терминалов в ряде европейских стран и продолжают из года в год наращивать поставки на рынок Европы.

Однако не стоит воспринимать визит премьера как решение энергетических проблем Украины в ближайшем будущем. Дело в том, что терминал по приему сжиженного газа под Одессой построят не раньше 2015 года, а выйти на 10-15 миллиардов кубометров газа в год путем его доставки морем можно будет только если закупать его сразу в нескольких странах.

Ведь азербайджанский газ, на который рассчитывают в нашей стране, планируют продавать лишь через 5 лет. Именно столько времени уйдет на налаживание производства в рамках разработки второй очереди месторождения «Шах-Дениз». Потому в ближайшие годы специалисты советуют правительству договариваться с такими странами как Катар, Египет, Алжир.

Кроме того, для транспортировки сжиженного газа необходим танкерный флот. Эти суда придется или покупать, или брать в аренду, что также ляжет на себестоимость того же катарского газа.

И все же, несмотря на все сложности, учитывая существенную разницу в цене порой в 3 раза между катарским и российским газом, проект имеет неплохие перспективы. Правда, о его реализации в том или ином виде говорят уже около 10 лет. Нынешняя власть продемонстрировала умение при желании доводить до конца крупные инфраструктурные объекты. Так, возможно, и альтернативные поставки газа удастся сдвинуть с мертвой точки.

Независимый эксперт по вопросам энергетики Владимир Сапрыкин:
– Катар – один из самых перспективных поставщиков сжиженного природного газа, почти каждый год запускающий новый блок сжижения. Следовательно, он является потенциально наиболее перспективным, даже по сравнению с Азербайджаном, поставщиком LNG и сжиженного газа. Этого элемента не хватает Украине, поскольку есть проект якобы ТЭО «LNG-терминала», но это только планы. А контракт с Катаром был бы весьма интересным и целесообразным для Украины.

Председатель Координационного совета национального проекта «LNG-терминал» Виталий Демьянюк:
– В наших планах уже до сентября нынешнего года провести активные переговоры и заручиться меморандумами о потенциальной поставке в Украину сжиженного газа на наш «LNG-терминал». Сегодня мы ведем переговоры с двумя компаниями Катара, направили приглашение к переговорам и рассматриваем варианты сотрудничества с компаниями в Техасе (Хьюстон). В активной стадии находятся также переговоры с одной алжирской компанией.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад