Результаты вступительной кампании 2018 года

Результаты вступительной кампании 2018 года

Результаты вступительной кампании 2018 года показали: предпочтения украинцев в выборе профессий диссонируют с госзаказом и его оценкой потребностей рынка труда. Пул «модных» специальностей — «Филология», «Правоведение» и «Менеджмент». Последнего вообще нет в топ-10 по числу бюджетных мест, а филологов и правоведов государство готово обучать за собственный счёт только 5 тысяч на всю страну. Почему же так расходятся спрос и предложение?

Излишние расходы


Можно было бы в который раз обсудить несогласованность «спроса и предложения», однако мировые тренды в образовании настолько революционны, что сегодняшние рассуждения на тему очередной вступительной кампании будут вскоре восприниматься, как несущественные и бессмысленные причитания.

Одна из хорошо заметных сегодняшних тенденций в этой сфере — как раз сокращение бюджетных расходов на высшее образование. В мировом масштабе в минувшем году это констатировал в своём докладе Британский Совет. Впоследствии этот тезис подтвердили многие учёные. Например, Лиза Веймер, доктор философии и бывший директор известной программы студенческих обменов Erasmus mundus, отметила эту тенденцию в прошлогодней статье для Европейской ассоциации международного образования.

Вслед за теоретиками пришли и, так сказать, практики: «Голос Америки» в июне текущего года сообщил, что президент США Дональд Трамп намерен ликвидировать министерство образования, а точнее — присоединить его к министерству труда. Причина: дублирование министерствами функций друг друга, а соответственно излишние бюджетные расходы и бюрократия. Эта инициатива косвенно подтверждает тенденцию к «приватизации» образования, хотя США и без того имеют крайне децентрализованную и независимую сферу высшего образования.

Готовимся к «прошлой войне»


Главная причина критики бюджетного высшего образования — его слабеющая эффективность. И критика эта интернациональна. Так, в недавнем эфире на «Радио НВ» украинец Иван Примаченко, сооснователь образовательных курсов Prometheus, высказал мысль, что украинцы относятся к бесплатному высшему образованию, как советские люди — к шведскому столу: доступность, о которой во многих других странах могли бы только мечтать, порождает желание взять даже то, что на самом деле не нужно. Результат: у 80 % украинцев — высшее образование, у 60 % — государственное.

На рынок труда повальная образованность наших соотечественников оказывает специфическое влияние: с одной стороны, у работодателей «вышка» считается необходимым минимумом (как можно было не попасть в 80 %?); с другой стороны, диплом в качестве доказательства знаний и навыков всерьёз не воспринимается — качество украинского высшего образования уже давно вызывает сомнения.

Но и это не отечественная специфика. Тогда как профессиональное образование набирает «баллы», высшее образование только теряет престиж, — таким было преобладающее мнение спикеров на World Education Forum, прошедшем в Лондоне в начале года. Один из главных вызовов для всех ступеней образования, по мнению спикеров форума, дефицит знаний и навыков, которые понадобятся в будущем, а не прямо сейчас (или, хуже того, — преобладание знаний и навыков, востребованных несколько лет назад). Как справедливо выразился в своё время Черчилль, генералы всегда готовятся к прошлой войне.

Осознание этой проблемы сразу же ставит перед нами ещё одну задачу: как готовиться к будущему, когда мы едва ли способны прогнозировать технологические, экономические и политические изменения даже на пару лет вперёд?

Обучение длиною в жизнь


Эксперты сходятся во мнении, что обучать молодого человека в течение пяти или десяти лет всего лишь одной конкретной профессии слишком рискованно. Выход: многолетнее образование должно быть посвящено умениям генерировать идеи и управлять их реализацией (проектами), получать и анализировать информацию, общаться и справляться с неудачами, а также, вне сомнений, умению учиться самостоятельно.

Доктор Пол Ким из Стэнфордского университета на World Education Forum заявил об этом прямо: то, что сегодня мы называем soft skills, в будущем будет считаться hard skills.

Из сказанного выше следует ещё один образовательный тренд: обучение на протяжении всей жизни, lifelong learning. Чтобы оставаться «в теме» и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни человеку необходимо будет регулярно обновлять свой багаж знаний. Эта необходимость, как уже сказано выше, обесценит образование «раз в жизни, долго и навсегда», но поднимет ценность тренингов, курсов переквалификации и повышения квалификации, обучения на месте работы, дистанционных форматов образования и так далее.

На самом деле об этих образовательных трендах мы имели представление и раньше; классическая фраза преподавателя «Забудьте всё, чему вас учили в школе (техникуме, университете)» должна была натолкнуть на определённые выводы. Но теперь мы знаем, что наши проблемы не уникальны. И, главное, есть путь их решения.

Zavarnik
Вернуться назад