…А прибыль оставьте себе!

…А прибыль оставьте себе!

Долгожданный, поддержанный различными отраслевыми организациями законопроект о налоге на выведенный капитал может послужить стимулом для украинской экономики. Обязательным он станет только для участников ВЭД и нерезидентов, осуществляющих деятельность в Украине; но переход на него может оказаться отличным способом оптимизации налогов и для средних предприятий, не использующих схемы с привлечением ФЛП.

Так брать нельзя…


Действующая ставка налога на прибыль 18 % с учётом налога на выплаты дивидендов достигает 30 %. Чувствительная нагрузка для бизнеса! Неудивительно, что эффективность сбора этого налога оставляет желать лучшего. В минувшем году он принёс более 70 млрд грн — порядка 7 % доходов бюджета.

Однако особенности администрирования налога на прибыль таковы, что 80 % совокупного сбора по нему обеспечивают всего около тысячи предприятий — меньше 1 % от всех работающих в стране. Остальные успешно оптимизировали расходы и по бумагам работали с минимальной прибылью или вообще с минусом. В частности, убыток показали 27,5 % предприятий. В то же время при столь высокой доле убыточных и минимально зарабатывающих предприятий Украина давно и прочно входит в число 15 ведущих стран по такому сомнительному достижению, как вывод финансовых средств в офшоры.

Вывод капитала лучше виден благодаря наличию банковских проводок, в то время как прибыль можно маскировать и «рисовать».

Соотношение позитива и негатива


Новый закон не предполагает введения запрета на такие операции, но облагает их наиболее высокой ставкой — 20 %. Аналогичный уровень налогообложения будет введён на выплаты процентов нерезидентам, страховые выплаты зарубежным компаниям, финансовую помощь связанному лицу или нерезиденту, финпомощь несвязанному лицу, которые не вернутся в течение года.

Ставкой в 15 % облагаются переводы на зарубежные счета налогоплательщика, погашения обязательств по договорам, хозоперации по трансфертному ценообразованию, инвестиции за рубеж, роялти, а также оплаты покупки товаров, работ, услуг физлиц-предпринимателей.

Минимальная ставка в 5 % установлена на вывод средств для погашения долгов долгов связанным с компанией лицам-нерезидентам. Это довольно распространённая форма кредитования «дочек» материнскими компаниями в рамках бизнес-групп. Критики законопроекта отмечают, что это может негативно сказаться на объёме иностранных инвестиций и сузить возможности для кредитования.

Налог на выплату процентов по кредитам несвязанным лицам расщепляется в зависимости от соотношения объёмов обязательств и активов. Минимальная ставка в 5 % применяется для соотношения заимствований к активам в диапазоне 1,5–3,5 раза. Максимальная ставка в 20 % применяется в тех случаях, когда обязательства превышают активы в 3,5 раза; но для финансовых и лизинговых компаний допустимо превышение до 10 раз.

При этом налог на выведенный капитал в Украине не будет являться эквивалентом налога на прибыль в зарубежных странах, и иностранцам придётся платить налоги дважды.

Финансовые средства, которые реинвестируются или не выводятся, не облагаются налогом.

Затянем пояса потуже?


Налог на выведенный капитал заменит сразу три налога: на прибыль, дивиденды, доходы нерезидентов. Предполагается, что это упростит налоговое администрирование и, возможно, уменьшит число проверок.

Законопроект, утверждённый Национальным советом реформ, подвергли критике Всемирный банк и МВФ. Сомнения в его целесообразности звучали также в Американской торговой палате и Европейской бизнес-ассоциации.

Международных кредиторов заботит прогнозируемая дыра в бюджетных доходах, которая может сказаться на плановых выплатах по кредитам. Точных расчётов потерь бюджета в переходный период пока нет; свою оценку Кабмин ещё должен подготовить. Эксперты называют диапазон в 20–80 млрд грн. Румыния и Македония отказались от налога на выведенный капитал именно вследствие падения доходов бюджета. Но опыт Эстонии, Грузии и Гонконга показывает, что по прошествии двух-трёх лет происходит совокупное превышение налоговых поступлений за счёт роста внутренних инвестиций и активизации экономики.

Вместе с тем украинский законопроект делает неинтересными схемы с упрощенцами (ФЛП), так как относит перечисления в их адрес к одной из форм вывода капитала и соответственно облагает дополнительной ставкой в 15 %. Таким образом, одним из следствий введения нового налога может стать детенизация зарплат граждан, что отчасти с компенсирует потери.

Дополнительными компенсаторами могут стать акцизы и НДС как наиболее легко собираемые, и сокращение некоторых расходов, в частности на субсидирование населения.

Когда выгодно быть украинским


У зарубежных бизнес-структур интерес сохранения статус-кво базируется на соображениях другого рода. Иностранных инвесторов, естественно, не радуют ни налог на выводимую прибыль, ни возможные ситуации двойного налогообложения даже в тех странах, с которыми подписаны соглашения об отмене двойного налогообложения. Как уже сказано, налог на выведенный капитал не будет эквивалентен налогу на прибыль за рубежом. Пессимисты предрекают резкое падение иностранных инвестиций в Украину.

С другой стороны, вместо налогообложения финансового результата предлагается использовать налогообложение вывода денег из бизнеса, то есть потребления. Таким образом, оборотные средства, которые могут быть использованы для обеспечения текущей деятельности и инвестиций, фактически освобождаются от налога и предприятия фактически получают в своё распоряжение больший, чем ранее, объём полученных в виде прибыли средств. По подсчётам экспертов Института будущего, речь идёт о высвобождении не менее 100 млрд грн оборотных средств. Отказ от налогообложения прибыли позволит предпринимателям показывать реальную прибыльность своего бизнеса и тем самым повысить интерес сторонних инвесторов. В выигрыше окажутся и внутренние акционеры предприятия, ведь на дивиденды украинского акционера-юрлица ни налог на прибыль, ни налог на вывод капитала начисляться не будут.

Zavarnik
Вернуться назад