Украина на еврорынке. Достижения и ошибки в свободной зоне

Украина на еврорынке. Достижения и ошибки в свободной зоне

Прошло уже два с половиной года, как Украина и Евросоюз открыли свободную торговую зону (ЗСТ). Предполагалось, что от этого отечественный бизнес получит новые перспективы. Насколько оправдались надежды и удалось ли нашим предпринимателям добиться полноправного присутствия на европейских рынках?

Вхождение в рынок


ЗСТ предусматривала не просто открытие для украинского производителя европейского рынка. Прежде всего это была возможность интеграции в экономику ЕС и следования действующим там стандартам. По большей части это касалось требований к безопасности товаров и контроля за их соблюдением. Проделав эту работу, бизнес получал достаточно свободный доступ к еврорынкам.

Значительную долю нашего экспорта всегда составляли полуфабрикаты и сырьё. За время действия ЗСТ кардинально изменить ситуацию в пользу готовой продукции не удалось, хотя некоторая тенденция к этому всё же просматривается. Так, в 2013 году доли этих позиций в европоставках были примерно равны, но уже в 2017-м доля экспорта готовой продукции увеличилась до 43 %. При этом доля полуфабрикатов сократилась до 27 %, а сырья — до 29 %.

Статистика показывает, что в 2017 году примерно 84 % экспортируемой в Европу переработанной продукции приходилось на «товары промежуточного потребления», то есть те, которые будут использованы для изготовления других товаров. По мнению руководителя Центра экономических исследований Вероники Мовчан, это говорит о том, что наша страна активно участвует в европейских цепочках образования добавочной стоимости, экспортируя в ЕС товары для производства готовой продукции.

По данным Минпромполитики, украинский экспорт в минувшем году увеличился на 19 %, а суммарные поступления составили около $43,3 млрд. Впрочем, в сравнении с 2012–2013 годами (почти $70 млрд) результат скорее удручает. Основными причинами такой разницы эксперты называют события на Донбассе и потерю российского рынка, а это не менее четверти нашего экспорта. Отметим, что до 2013 года примерно такая же доля приходилась и на экспорт в ЕС, но уже в 2017 году она ощутимо выросла — до 38 % ($17,5 млрд).

На грани выживания


Между тем не все сегменты украинского бизнеса одинаково могут воспользоваться тарифно-пошлинными преимуществами ЗСТ. Большие компании, продающие в ЕС зерновую, масложировую, машиностроительную и химическую продукцию, пользуются ими в первую очередь, поскольку в этих отраслях практически нет мелкого производителя. Но хотя вклад малого и среднего бизнеса в украинский экспорт пока не так заметен, есть тенденция к постепенному его увеличению. Как считает глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли, бытует мнение, что украинским экспортёром могут быть только крупный агрохолдинг, металлургическая или угледобывающая компания. Но это уже не отвечает действительности: многие экспортные продукты производят малые и средние предприятия (МСБ).

По данным Минэкономразвития, сегодня малый бизнес экспортирует в Европу мёд, крупы, муку, сыр, фрукты и овощи. Компании среднего сегмента успешно экспортируют мебель, древесину, двигатели и компрессоры, кабельно-проводниковую продукцию и ещё ряд подобных позиций. На долю МСБ приходится не менее 20 % от общих услуг, предоставляемых европейцам в ІТ-сфере. При этом большая часть их продукции ещё очень далека от стандартов ЕС, что является главным тормозом в использовании ЗСТ. Во многом это связано с общей ситуацией в экономике и снижением доходности в сегменте МСБ. Работа на экспорт требует прежде всего дополнительных затрат на подготовку: сертификация продукции, создание узнаваемого бренда, продвижение и т. д. А учитывая, что малый бизнес по сути находится на грани выживания, такие расходы ему сейчас просто не по силам.

Квоты не помеха?


Стоит отметить, что некоторые компании от попыток выхода на еврорынок сдерживает наличие квот на отдельные виды продукции. На самом деле это вовсе не препятствие для работы в ЗСТ. Квота, по сути, это льгота, в рамках которой Украина может экспортировать в ЕС определённое количество каких-то товаров без уплаты пошлин. Если квота использована, это не означает автоматического запрета на поставку квотируемого товара, — просто теперь нужно будет платить пошлину. Так же действует и квотирование импорта из ЕС.

Напомним, что Ассоциация с ЕС предусматривает формирование полноценной ЗСТ на протяжении 10 лет. В течение этого периода предусмотрено взаимное ежегодное снижение экспортно-импортных пошлин. И уже с 2026 года при поставке украинских товаров, за исключением продуктов питания, не будут взиматься никакие дополнительные пошлины.

По мнению экономиста Александра Охрименко, на самом деле беспошлинные квоты значительной роли в украинском экспорте не играют. Отсутствие пошлины ещё не означает автоматической продажи продукции, ведь в ЕС жёсткая рыночная конкуренция. Поэтому нашим компаниям стоит сосредоточиться на раскрутке своих брендов для узнаваемости на фоне местных производителей.

Многие украинские экспортёры уже сделали вывод, что выход на еврорынок требует информационной работы с местным потребителем. Коммерческий директор компании «Май Фудс» Юлия Романцова считает серьёзной проблемой неумение отечественных производителей преподнести свой товар зарубежному покупателю, в частности — неадаптирование к местному менталитету упаковки, вкусовых предпочтений или других нюансов. Основная недоработка, особенно небольших экспортёров, — игнорирование маркетингового продвижения товара и попытка сэкономить на этом.

Как видим, слабый интерес европейского покупателя к нашим товарам в большинстве случаев связан с отсутствием рекламы и информации об их потребительских качествах, поскольку в ценовом сегменте они вполне выдерживают конкуренцию.

Zavarnik
Вернуться назад