Безналичная экономика

Безналичная экономика

Благодаря интернет-торговле мы всё чаще получаем нужные товары, не выходя из дому. В чём причина такого бурного развития этого направления? Обычная лень? Отнюдь не только. Во многих странах электронная торговля специально дотируется и продвигается на государственном уровне.

Зачем государству интернет-магазины?


Онлайн-торговля как сегмент рынка растёт почти везде. Там, где раньше работали только интернет-гики и нишевые магазины, торгуют всем, что душе угодно: еда, одежда, косметика, лекарства, любая техника, недвижимость… Ничего удивительного — время дорого, и искушение в один клик увидеть богатый выбор и оптимальные цены непреодолимо.

Однако в рамках комплексного развития цифровой экономики онлайн-торговля ещё и поддерживается государством. Зачем? «Успешный опыт Швеции, Кореи, Эстонии, Ирландии и Израиля свидетельствует, что непосредственный эффект от комплексного развития цифровой экономики составляет 20 % ВВП в течение пяти лет. Наш амбициозный план до 2021 года благодаря развитию цифровой экономики — это как минимум +5 % к ВВП. Это совершенно новое качество жизни украинцев», — уверяет Михаил Титарчук, заместитель министра экономического развития и торговли Украины.

Passport to Export


Это было в 2016 году. США и Китай вместе заняли больше половины рынка розничной онлайн-торговли. Для Америки толчком к этому стала, в частности, государственная программа Digital Economy Agenda: правительство начало продвигать бесплатный интернет, поощрять доверие к покупкам в сети, улучшать доступ в мировую паутину и развивать технологии.

Китай ещё в 2006 году, ратифицировав конвенцию ООН об электронных сообщениях, помог снять большинство барьеров для международной электронной торговли. В 2016 году стартовала реализация стратегии «Интернет+», а за год до этого в стране утвердили «Мнения сторон о политике поддержки международного розничного экспорта». Смысл — поддержка экспорта в секторе электронной розничной торговли. Она включает оптимизацию таможенных процедур, налоговые льготы на розничный экспорт, поощрение работы электронных платёжных систем и инноваций в различных сферах, от производства до торговли и логистики.

Проще говоря, правящая партия КНР стала спонсором успехов Alibaba, WeChat и других популярных сегодня сервисов. С другой стороны, новый закон о защите прав потребителей в электронной торговле также стимулирует онлайн-покупки.

В развитых странах доля электронной торговли занимает в обороте розницы свыше 10 %. В Великобритании она приближается к 20 %, и здесь налицо активная государственная поддержка. Для помощи малому и среднему бизнесу в сфере онлайн-предпринимательства по стране работают международные торговые команды программы UKTI, расположенные в более чем 40 местных офисах. Предпринимателям помогают консультациями, контактами, поддержкой зарубежных связей, исследованиями рынка. Существует бесплатная услуга Passport to Export: компания может получить оценку своих возможностей в онлайн-торговле на международном рынке и план действий, пройти обучение.

Стратегии разные, цель одна


Прямые государственные субсидии, а ещё — гранты и преференции от международных организаций. Причина та же: высокий рост экономики, большой вклад в который способна внести интернет-торговля.

На заседании стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в августе 2017 года озвучили цифры: объём мировых продаж сектора B2C в онлайн-сегменте в 2016 году достиг $1,9 трлн, а на долю АТЭС пришлось более 31,5 % от этого объёма. Рост налицо — в 2017 году мировые онлайн-продажи в рознице достигли $2,3 трлн. Поэтому рабочая группа АТЭС в план развития внесла принципы поощрения и развития электронной коммерции в регионе: создание инфраструктуры для трансграничной торговли между странами АТЭС, содействие таможенному контролю, обмен опытом и расширение сотрудничества между государственным и частным секторами.

Страны БРИКС (Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР) также отмечают важность развития электронной торговли. В этом году ожидается начало предметного обсуждения возможности создать единую цифровую валюту для БРИКС.

Евросоюз принял план формирования Единого цифрового рынка. К 2020 году там намерены преодолеть оставшиеся барьеры для электронной торговли, развить интернет-инфраструктуру и получше защитить конечных заказчиков. Создание общеевропейского рынка способно приносить в экономику стран-членов дополнительные 415 млрд евро ежегодно, считают там.

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) онлайн-продажи занимают 18 % от общего объёма торговли. Планируется принятие стратегий развития электронной торговли малым и средним бизнесом, создание инфраструктуры электронного партнёрства компаний, поддержка интернет-стартапов.

Украина: перейти или вернуться?


У нас в сфере цифровых покупок тоже дела неплохи. За 2017 год отечественный рынок электронной коммерции показал заметный рост — 30 % — и достиг 50 млрд грн. Есть надежда, что в этом году будет уже 65 млрд грн. Около 20 % украинцев сегодня совершают покупки через интернет. Цепочка в среднем цифровая на 80 %, то есть 8 из 10 потребителей ищут в интернете информацию о товаре, сравнивают характеристики и цены даже перед тем как пойти за ним в реальный магазин.

17 января Кабмин утвердил концепцию развития цифровой экономики и общества Украины на 2018–2020 годы. Понимая, что на сегодняшний день около 35 % сельского населения страны не имеют доступа к широкополосному интернету, ситуацию собираются улучшать. Как? С помощью проектов государственно-частного партнёрства. Цель: за несколько лет достичь охвата широкополосным интернетом более 80 % населения. Основные направления работы — цифровизация образовательных процессов и стимулирование цифровых трансформаций в системе образования, медицине, экологии, безналичной экономике, инфраструктуре, транспорте, общественной безопасности.

От сырьевого типа экономики Украина должна перейти (или вернуться?) к высокотехнологичному производству и эффективному использованию IТ-технологий и коммуникаций.

Zavarnik
Вернуться назад