Строительный компромисс

Строительный компромисс

Украинская строительная отрасль готова к переменам. Постепенное встраивание в международные производственные цепочки, необходимость соответствовать европейским нормам вынуждают менять устоявшиеся подходы к строительству. А ведь в последний раз строительные нормы у нас пересматривали, страшно сказать, 13 лет назад… Законодатели вместе с застройщиками разработали проект новых строительных норм для Украины. Какими будут наши многоэтажки после лета 2018 года?

Колебания между наукой и техникой


4 апреля новые строительные нормы утвердил научно-технический совет Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, и через 3 месяца они вступят в силу.

Первоначальный список изменений, предложенный на рассмотрение чиновников Минрегиона, содержал около 20 пунктов. Многие нормативные требования, так и так не соблюдавшиеся, предлагалось упразднить. Взамен появились другие, включающие отмену планировки мусоропроводов в новых домах, отказ от технических этажей, разрешение жильцам самостоятельно стеклить балконы, мини-кухни, совмещение кухонь и гостиных, детские площадки на крышах… Но вслед за этим 4 апреля глава профильного ведомства Геннадий Зубко огласил изменение лишь четырёх норм.

Норма первая: «Планирование и застройка территорий»


Основное новшество — вводится максимальная плотность застройки. Теперь для 4-этажных домов это 45 % площади каждого гектара, для 5–8-этажных — 40 %, для 12–25-этажек — не более 30 %. Эта мера позволит ограничить плотность населения на 1 га до 450 человек с возможностью повышения на 20 % (до 540 человек), если в 500 метрах есть, например, лес или парк, крупные магазины. Старые нормы допускали значительное превышение, что приводило к перенаселённости некоторых районов.

Этажность также ограничат: в городах с населением до 50 тысяч человек нельзя будет строить дома выше трёх этажей, в более крупных (100–150 тысяч человек) — можно только 9-этажки, и лишь в мегаполисах — дома высотой более 20 этажей, правда, тоже почти без ограничений.

К высоткам требуется обеспечить проезд пожарных машин со всех сторон (сейчас с одной). Появились в новых нормах понятия «зелёной» и «голубой» линий: в первой нельзя строить, это парки и зоны рекреации; во второй должна быть ограничена высотность. Где начертить эти линии, будут решать местные власти. Важная деталь касается паркингов: их нельзя размещать на территории жилищных комплексов. Исключение возможно для подземных гаражей и площадок на удалении 300–500 м от домов.

Норма вторая: «Улицы и дороги населённых пунктов»


Вторая из новых норм призвана обеспечить безбарьерную среду для лиц с ограниченными возможностями. В числе требований — высота бордюров не более 2 см (ранее не меньше 5 см), островки безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах, ограждение столбиками-отбойниками остановок общественного транспорта, запрет парковок автотранспорта на дорогах и тротуарах (сейчас это пока разрешено).

Подрастающему поколению


Остальные две новых нормы касаются школ и дошкольных учреждений. Вводятся требования к снижению энергозатрат на их обогрев за счёт утепления, установки приборов автоматического регулирования обогрева. По новым нормам ни одна школа не может строиться без использования энергоэффективных технологий и материалов. В классах на одного ученика должно приходиться минимум 3 кв. м площади.

Также намечается тенденция к отходу в прошлое традиционных классных комнат с партами. Минрегион вводит понятие открытого учебного пространства. В новых классах ученики смогут сидеть, например, вкруговую возле столов.

Позаботились и о детях с особыми потребностями: в школах должны со временем появиться пандусы, подъёмники, требуется расширить дверные проёмы для проезда колясок (с 80 до 100 см).

Ещё один важный момент: на первых-вторых этажах жилых домов разрешено размещать детские сады и ясли, рассчитанные на 120 детей. То есть их будут «встраивать» сразу в новый дом.

С новыми понятно. Как быть с существующими?


Эксперты констатируют: новые стандарты выгодны в первую очередь крупным игрокам, занимающимся комплексной застройкой по принципу «город в городе». А вот застройщикам помельче придётся перебазироваться за город, чтобы оставаться на плаву. Конечно, плотность застройки важна для экологии, но изменения скорее всего вызовут подорожание квартир. Что же касается парковок, строгое соблюдение новых норм возможно лишь в отношении новых районов. Уже существующие парковки останутся проблемой.

В Министерстве понимают, что многим застройщикам не понравятся такие новости. Однако на первом месте — интересы граждан, подчёркивает Геннадий Зубко. «Мы понимаем, что многие инвесторы и застройщики будут не удовлетворены. Но для нас понятным является то, что комфорт должен быть в первую очередь, а интересы при строительстве и получении прибылей должны быть на втором месте», — заявил министр. По его словам, местные власти могут повлиять на то, чтобы, к примеру, те же парковки на территории старой внутриквартальной застройки всё-таки подогнать под новые правила. И успокоил аудиторию, что новоутверждённые государственные строительные нормы со временем обязательно будут пересматриваться согласно велениям времени.

Zavarnik
Вернуться назад