Новый Закон «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине»

Новый Закон «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине»

В 2018 году вступили в силу изменения в Законе «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине». Теперь предприятиям придётся привыкать к публичности: их финансовая отчётность уже не считается коммерческой тайной.

Кому придётся напрячься


Эксперты успокаивают: большинство украинских предпринимателей могут спать спокойно; малые производители, магазины, заведения общественного питания публиковать отчёты не будут. Требования коснутся только 2 % украинских предприятий: это финансовые и лизинговые компании, кредитные учреждения, ломбарды и предприятия, представляющие общественный интерес. Финансовые отчёты будут публиковать предприятия с годовой выручкой больше 8 млн евро в год, совокупными активами больше 4 млн евро в год и персоналом не менее 50 человек. За несоблюдение требований — штраф от 17 тысяч гривен. Повторное непослушание обойдётся в 51 тысячу гривен.

Проводить аудит и публиковать финансовые отчёты будут большие предприятия, которые производят 80 % ВВП: юридические лица с доходом свыше 40 млн евро, активами от 20 млн евро и персоналом от 250 человек. Таких в Украине около 15 тысяч. Помимо этого гиганты украинского бизнеса перейдут на международные стандарты финансовой отчётности. Им придётся перестроить рабочие процессы, обучить персонал и переоценить необоротные активы. Это обойдётся в миллионы гривен. Меньшим предприятиям нововведения будут стоить дешевле — от 100 тысяч гривен.

Предполагается, что эти меры выведут экономику из тени. Действительно, теперь государство сможет проверить соответствие уплаченных налогов реальному положению дел, а граждане смогут хотя бы попробовать контролировать крупных налогоплательщиков. Не секрет, что некоторые юрлица предпочитают показывать лишь выгодные для себя цифры. Зачастую менеджеры вводят в заблуждение даже собственников предприятий, не говоря уже о контролирующих органах.

Аудит? Нет уж, лучше штраф!


«Достанется» и главным бухгалтерам. Их обязали получить высшее экономическое образование, иметь стаж работы больше трёх лет, а их прошлое должно быть чистым: фигурировать в уголовных производствах в настоящем или прошлом запрещено. Предприятиям, не имеющим таких сотрудников, придётся искать новых или вкладывать средства в обучение работающих.

На вес золота будут и аудиторы, проверяющие правильность составления документации. Если раньше для того, чтобы стать аудитором, было достаточно двух экзаменов, то сейчас этого мало. Чтобы получить право проверять предприятия, нужно подтвердить свою компетентность, пройти квалификационный экзамен и трёхлетнюю стажировку в профильной компании. А поскольку аудиторские компании отныне должны следовать международным стандартам, их услуги подорожают. Обязательная проверка будет стоить от 32 до 80 тыс. грн.

Эксперты предостерегают: предприятия воспользуются недоработкой и вместо того, чтобы пригласить аудитора, предпочтут оплатить штраф. В любом случае это обойдётся дешевле. Сейчас в Украине на 1300 крупных компаний-налогоплательщиков приходится 900 аудиторских компаний и независимых аудиторов. После повышения спроса на аудиторские услуги каждая компания будет обслуживать в среднем 5 клиентов. Но снимать сливки рано: потрудиться придётся и аудиторам. Только половина украинских аудиторских компаний соответствует международным требованиям.

Zavarnik
Вернуться назад