Мир против офшоров: кто кого

Мир против офшоров: кто кого

Риторика относительно проблем отмывания незаконных доходов и ухода от налогов повсеместно становится всё более жёсткой. Во многих странах вводится уголовная ответственность не только за финансовые преступления, но и за умолчание о них. В ведущих странах Европы участились прецеденты отказа в гражданстве лицам, неспособным подтвердить законность своих капиталов. Придёт ли мир к полной прозрачности в финансовых вопросах?

К борьбе готовы?


Международное сообщество наделяет контролирующие органы всё большими полномочиями. Налицо тенденция назначения финансовых институтов агентами по сбору и анализу информации о доходах клиентов — потенциальных и действующих, с целью выявить и наказать пособников финансовых преступлений. При запросе на открытие счёта или кредит в иностранном банке будьте готовы к тому, что в США, Великобритании, Швейцарии, Австрии и других странах вас попросят подробно раскрыть все нюансы вашей коммерческой деятельности и описать планируемые поступления на счёт, а потом ещё неоднократно проверят полученную информацию. Теневые капиталы должны стать для своих обладателей либо бесполезными, либо опасными — такова цель этой борьбы.

Порог прозрачности


Как известно, существуют списки государств, не сотрудничающих с ЕС в сфере прозрачности капиталов. 23 января ЕС исключил 8 стран из перечня офшорных зон в обмен на обязательства по устранению недостатков. Особое недоумение вызывает в этом смысле Панама, особенно после недавнего скандала с Panama Papers. Кое-кто из экспертов считает, что таким образом ЕС ставит под вопрос эффективность самого списка. В числе «налоговых гаваней» пока остались всего 9 стран и территорий: Американское Самоа, Бахрейн, Гуам, Маршалловы Острова, Намибия, Палау, Сент-Люсия, Самоа, Тринидад и Тобаго.

К слову, о списках. Ещё в 2015 году Европарламент утвердил Четвёртую директиву, обязывающую всех членов ЕС до конца 2017 года создать реестры конечных бенефициаров всех компаний, в том числе в офшорах, которые курируются той или иной европейской страной. Процесс шёл с большими перебоями, так как ряд стран затруднялись с определением, кого считать конечным бенефициаром. Были вопросы и к доступности информации, включаемой в реестры. Но даже такой неоднозначный процесс упорядочивания финансовой деятельности вызвал тревогу. Многие теневые игроки понижают долю участия в капитале ниже 25 % (один из критериев отнесения к бенефициарам, включаемым в реестр). Но есть опасения, что этот порог в законодательстве будет снижен до 10 % (американский стандарт). Что же делать тогда?

Чисто американская стратегия


Американцы активизировали борьбу с офшорами ещё в начале десятилетия. В 2010 году Конгресс США принял закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) о налогообложении иностранных счетов. Цель — препятствование уклонению от налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств. Теперь банки во всех уголках мира докладывают в Налоговую службу США о наличии у них таких налогоплательщиков, а также обо всех движениях на их счетах. Это организовало мощный поток финансовой информации… но только в одну сторону, ведь ни американские банки, ни Налоговая служба США информацию подобного характера об иностранных клиентах другим странам не предоставляют. Аналогичный директиве ЕС проект закона об обеспечении прозрачности и содействии соблюдению законности, требующий идентификации бенефициарных владельцев корпораций, в США до сих пор не принят.

В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются США, Канада, Австралия, европейские страны, существует стандарт обмена информацией. Также существует Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией (МСАА), которую поддержали более 70 стран (среди них можно встретить и офшорные зоны). Конвенция рамочная и предусматривает наличие двусторонних договорённостей об обмене данными, из которых большинство начнут работать в 2018–2019 году. Да и информация, которой собираются обмениваться участники MCAA, будет полезна лишь при наличии полных данных о конечных бенефициарах банковских счетов и активов. Так что для желающих спрятать капиталы остаётся много лазеек. И одна из них — именно США: присоединившись к МСАА, они сами конвенцию… не подписали. Даже если закон об обеспечении прозрачности увидит свет, вполне возможно, что пользоваться информацией из реестров будут лишь американские правоохранительные органы и спецслужбы.

Присоединились, но не подписали…


24 января в Париже состоялось важное для ОЭСР мероприятие — официальная церемония подписания Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS), к которой присоединилась и Украина. Но наши официальные лица здесь почему-то не появились. «К сожалению, задержка украинской стороной подписания Многосторонней конвенции может послать негативный сигнал международному сообществу, что опорочит сложную работу, которую Украина уже проделала в отношении борьбы с уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством», — говорится в официальном письме, направленном Президенту Петру Порошенко.

Разумеется, подписание таких документов — это официальное подтверждение обязательств бороться с выводом капиталов в офшоры. В том числе и присоединиться к обмену информацией о незаконных операциях. Наверное, это не очень удобно для власть предержащих, ведь тогда ежегодное выведение из страны более $6 млрд может оказаться под вопросом. Как и функционирование теневых схем в экономике: по оценкам фискальной службы, более 70 % экспорта Украины сегодня проходят через офшоры.

Zavarnik
Вернуться назад