В Украине могут заработать так называемые RAB-тарифы на электроэнергию

В Украине могут заработать так называемые RAB-тарифы на электроэнергию

В апреле в Украине могут заработать так называемые RAB-тарифы на электроэнергию. А могут и не заработать: на фоне шквала критических материалов в СМИ и высказываний экспертов сомнения в использовании этой схемы высказал глава государства; ранее параметры новой реформы критиковал глава правительства. Зачем нам RAB и почему предложенная схема выглядит неэффективной?

При отсутствии демонополизации


Regulatory asset base (RAB) — регуляторная база активов. В данном случае — база для расчёта стимулирующего тарифообразования. В случае с облэнерго как распределительными монополиями регуляторной базой активов являются сугубо материальные элементы: провода, подстанции, столбы — всё то, что позволяет транспортировать электричество потребителю.

RAB-тарифы предназначены для повышения финансовой отдачи операторов рынка распределения электроэнергии, воды и т. д. от обновления сетей. Идея в том, чтобы за счёт запланированного роста тарифа инвестор получал гарантированную отдачу от обновления инфраструктуры. Этот административный инструментарий стал одним из самых распространённых в инфраструктурном секторе, где монополии работают в неконкурентной среде. Теоретически в среднесрочной перспективе выигрывает и потребитель, так как стоимость доставки энергии падает. Но это в условиях демонополизированного рынка, которого пока нет.

Дорожают, как старое вино


Техническая реализация этого подхода — повышение тарифа на определённый процент, превышающий возмещение текущих операционных затрат. Эта доходность устанавливается от стоимости активов.

Летом прошлого года Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных тарифов (НКРЭКУ) предложила установить доходность на уровне 12,5 % от оценочной стоимости активов облэнерго. Причём без учёта того, новые это активы, — то есть те, что будут создаваться за счёт инвестирования средств операторов, — или устаревшее изношенное оборудование, к созданию которого нынешние бенефициары облэнерго не имеют никакого отношения.

Изношенность сетей оценивается в 60–80 % в зависимости от региона. Большинство энергосетей эксплуатируются уже более 30–40 лет. Физически активы были созданы ещё во времена СССР, в их модернизацию средства не вкладывались, а приватизационная оценка, по которым они приобретались, вызывает большие сомнения из-за проведённой в 2017 году переоценки.

В преддверии нынешней попытки внедрения RAB-тарифов преимущественно устаревшая материальная база, словно старое вино, стала стоить в разы дороже. Для «Черновцыоблэнерго», которым (как и «Одессаоблэнерго») владеет VS Energy, отклонение составило 2434 % — больше почти в 25 раз!

Теперь на эту переоценённую (или недооценённую при приватизации) финансовую базу предлагается повесить доходность в 12,5 % с обеспечением за счёт роста тарифов. Это означает, что и модернизацию планируется осуществлять за счёт потребителей, а не инвесторов из числа владельцев облэнерго или сторонних финансовых структур. В противном случае введение RAB-тарифов осуществлялось бы с определённым временным лагом после начала модернизации, ведь речь идёт об отдаче от вложений.

То есть вся история выглядит так, будто под предлогом модернизации владельцы облэнерго успешно протаскивают очередное повышение тарифов.

Расходная модель


Вдобавок к этому опирающаяся на затратную методику нынешняя экономическая модель функционирования облэнерго стимулирует их раздувать расходы, поддерживая минимальную работоспособность сетей. Изношенные сети сегодня эксплуатировать выгоднее, чем новые, так как регулятор оценивает расходы компании на поддержание разваливающейся инфраструктуры и возмещает эти средства, добавляя к ним проценты от прибыли. Это, к слову, означает, что старые активы и их поддержание уже многократно оплачены потребителями, так что вносить их в базу для RAB-тарифа неправильно и юридически.

В 2013 году была предложена первая схема введения RAB-тарифов. Тогда тоже была установлена доходность и на новую, и на старую базу активов. Но для старой базы на первый год действия тарифов ставка была нулевой; затем в течение двух лет она поднималась всего до 2 %. На вновь создаваемую базу предлагалось установить доходность в разы большую — 14,79 %, что вызывало у инвестора финансовый интерес в замене оборудования.

Пока ломаются копья…


Международная практика показывает, что RAB-тарифы устанавливаются и на старую, и на вновь создаваемую базу активов, дифференцированно или унифицированно. Но даже в случае унифицированной ставки успех и скорость модернизации зависят от уровня и прогнозируемости прибыли.

Доходность инвестиций оценивается в привязке к действующим учётным ставкам национальных центробанков, определяющих стоимость заёмных средств внутри страны и ставки доходности по облигациям госзаймов (ОГЗ) на внешних рынках, которые являются индикаторами для иностранных инвесторов. В стабильных западных и восточноевропейских странах разница между доходностью, гарантированной RAB-тарифом, и доходностью ОГЗ составляла от 3–4 % в Британии до 5–7 % во Франции и Чехии. Ставка ОГЗ по украинским облигациям достигает 16 % в гривне и 7,5 % в долларах. Возникает вопрос: кому в этом случае интересно инвестировать под 12,5 % в гривне и почему всплыла эта цифра, одинаковая для двух типов активов и удобная разве что нынешним владельцам облэнерго? Как она может стимулировать потенциальных приватизаторов или инвесторов?

Уровень износа сетей уже таков, что время, утекающее на поиски решений, мягких для олигархов и незаметных для потребителей, катастрофически повышает цену вопроса. И вскоре, «благодаря» неизбежным авариям, пакеты акций облэнерго будут падать в руки инвесторов даром при RAB-тарифах существенно более высоких, чем те, что предлагаются сейчас.

Zavarnik
Вернуться назад