Пенсионная реформа: Ждут ли нас алименты вместо социальных выплат?

Пенсионная реформа: Ждут ли нас алименты вместо социальных выплат?

В последние месяцы, одним из самых обсуждаемых в социуме пенсионных вопросов была тема о том, платить или не платить пенсии на неподконтрольных Украине территориях Донбасса. Вокруг этого разгорелась довольно жаркая дискуссия.

«Пенсионный туризм» – результат работы государства


«Правительство решило, что 1,5 млн пенсионеров, проживающих на неподконтрольном Донбассе, для получения пенсий должны оформить справки переселенца. И люди стали оформлять справки. После этого власть выяснила, что затраты на содержание этой категории населения – значительны. И поэтому нужно ввести новую, более унизительную процедуру верификации», – заявил пару недель назад депутат Верховной Рады Александр Долженков.

Он отметил, что из этих 1,5 млн «неподконтрольных» пенсионеров 200 тыс. человек не получают пенсии с 2014 года, а в 2016 году, из-за введения процедуры верификации, лишились пенсий еще 500 тыс. человек. Это случилось потому, что многие пенсионеры, проживающие на неподконтрольных территориях, не могут оставить свои дома, и они получали пенсии, пересекая линию разграничения.

«Соответственно, сейчас власть говорит об огромной экономии средств из-за всего этого», – резюмировал парламентарий.

«Когда-то министр социальной политики ввел в обиход термин "пенсионный туризм". Этот "туризм" появился в связи с тем, что государство ничего не сделало, чтобы максимально помочь переселенцам – предоставить крышу над головой и работу… Почему-то Пенсионный фонд решил, что можно прекращать выплаты, когда лицо не проживает на подконтрольной территории. Причем, к тому, что власть обещает все накопленные пенсии выплатить, как только эти территории будут освобождены, учитывая сегодняшние экономические условия, я отношусь с большим скептицизмом», – поддержала депутата экс-уполномоченная Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская.

Должны платить алименты на родителей


Однако несколько дней назад эта тема легко отошла на второй план. Случилось это после уже ставшего знаменитым заявления министра труда и социальной политики Андрея Ревы о том, что в Украине дети должны платить алименты на содержание родителей.

«Я считаю, что в отношении детей пожилых родителей должна быть жесткая ответственность – нужно законодательно ввести серьезную ответственность – они тоже должны платить алименты на содержание родителей. В 51-й статье Конституции написано, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителей», – неожиданно заявил министр.

И его тут же поддержали некоторые эксперты. «Инициатива Минсоцполитики – нормальная европейская практика. Сейчас нередко, когда распадаются семьи, отцы отказываются содержать детей, поэтому предусмотрены алименты. Точно так же и в этом случае. Нам нужно смотреть, как это работает на Западе. Но дело в том, что у нас для реализации данной инициативы, нет механизма контроля. К примеру, это видно по субсидиям, где есть люди, которым они вообще не предназначены, но они их получают нечестным путем», – сообщил экономический эксперт Олег Гавриш.

Правда, он тут же отметил, что и сам человек должен понимать свою ответственность и начинать заботиться о своей старости уже с 30 лет. Но, для этого нужна соответствующая пенсионная система. Которой нет…

Чтобы понять, что именно заявил Андрей Рева, нужны некоторые пояснения. А именно. Во-первых, в украинском законодательстве в принципе предусмотрены назначение и выплата алиментов детей своим престарелым родителям. Но для этого, этому самому родителю необходимо подавать в суд и доказывать обоснованность своих претензий. То есть, говоря юридически, назначение алиментов, которые дети выплачивают своим родителям, в Украине носит заявительных характер. Должен быть подан соответствующий обоснованный иск в суд.

Выражение «должны платить» в исполнении министра предполагает возможный отказ от заявительного характера и переход к всеобщему и обязательному порядку таких выплат. То есть, по сути, тезис правительства на самом деле таков: дети должны платить алименты на содержание своих престарелых родителей, в обязательном порядке, вне зависимости от мнения самих родителей по этому поводу.

Главная цель пенсионной реформы


Этот тезис сразу резко размежевал украинцев, а дискуссия вокруг него немедленно набрала серьезный размах. Очевидно, что тема серьезно зацепила очень многих людей. Причем, сразу обратили на себя внимание несколько моментов.

Для начала, некоторые украинцы даже восприняли слова Андрея Ревы как своего рода подготовку или тестирование общественного мнения по вопросу возможной «кончины» Пенсионного фонда и соответственно прекращения его выплат пенсионерам. Соответственно, обязанность по их содержанию в этом случае ляжет на их детей.

На такие радикальные мысли некоторых украинцев подвиг простейший анализ происходящего. Как известно, дефицит Пенсионного фонда огромен. И цифра эта ежегодно возрастает. Предпринятая пенсионная реформа была призвана переломить такое развитие событий. Причем за счет вполне конкретных вещей, которые особенно никто не скрывал.

«МВФ сразу предложил нам повысить пенсионный возраст. Но у нас и так с 2011 по 2020 год идет повышение пенсионного возраста для женщин. Кроме того, оценив эффект мы увидели, что повышение пенсионного возраста не решает главный вопрос – огромный дефицит бюджета Пенсионного фонда. В 2017 году – он составил 141,5 млрд грн. Денег не хватает. Есть два варианта – уменьшить количество тех, кто будет получать деньги, или расширить количество тех, кто платит социальные взносы. Ну и есть вариант повысить налоги», – популярно пояснил ситуацию в середине прошлого года тот же Андрей Рева.

На повышение налогов по понятным причинам не пошли. Увеличить количество тех, кто платить пенсионные взносы, также пока не получилось. Поэтому, основной упор в реформе был сделан на самое простое – сокращение тех, кто будет получать пенсии, а также уменьшение самих выплат. Как? А вот так.

Уменьшить количество выходящих на пенсию


Еще в прошлом году выходить на пенсию можно было имея страховой стаж в 15 лет и достигнув 60 летнего возраста (для женщин – 58 лет). Такой выход давал право на минимальную пенсию. Ее в Украине получает примерно 6,2 млн человек, т.е. половина всех пенсионеров.

Если стажа в 15 лет не было, то мужчины продолжали работать еще 3 года, а женщины – еще 2 года после достижения пенсионного возраста. И в результате все же получали минимальную пенсию. Если же и тогда стажа не хватало, то им вместо пенсии назначали социальное пособие как малоимущим.

Такой расклад позволял почти всем выходить на пенсию по достижении пенсионного возраста. По оценкам того же правительства, в нынешнем 2018 году только 4% людей, достигших пенсионного возраста, не набирали страховой стаж в 15 лет. Но проработав дополнительно 3 и 2 года соответственно, все эти люди получали минимальную пенсию.

После реформы в нынешнем году потенциальных пенсионеров разделили на 3 группы:

  • со страховым стажем до 15 лет (минимальным),
  • со стажем от 15 до 25 лет (средним),
  • со стажем более 25 лет (максимальным).
Пойти на пенсию в 60 лет сможет только группа с максимальным трудовым стажем. Группа со средним стажем пойдет на пенсию в 63 года, с минимальным – в 65 лет (окончательно такая схема оформится к 2021 году). Те, кто к 65 годам не наберет минимального стажа, получат вместо пенсии социальное пособие.

Кроме того, начиная с нынешнего года каждый год граница стажа будет расти на 1 год. В итоге к 2028 году границы групп будут такими:

  • минимальный стаж – 25 лет,
  • средний – от 25 до 35 лет,
  • максимальный – более 35 лет.
Такие изменения дают существенное уменьшение количества пенсионеров, в сравнении с предыдущей схемой. Так, к примеру, в 2021 году, по подсчетам самого правительства, уже 25% украинцев, достигших пенсионного возраста… не смогут выйти не пенсию и будут работать дальше. Они попадают в среднюю группу с границами 18-28 лет. Также продолжат работу и те, у кого страховой стаж на тот момент будет менее 18 лет, т.е. третья группа. Очевидно, что две эти группы украинцев, достигшие пенсионного возраста, никакую пенсию получать не будут.

С другой стороны, реформа устанавливает, что люди, имеющие 40 лет страхового стажа, могут выйти на пенсию в любом возрасте. Но… только после 2028 года.

Как прокомментировали подобный шаг потенциальные пользователи новой пенсионной системы, это фактическая отсрочка выплаты пенсий достаточно большому количеству людей. Однако, похоже, пенсионной системе Украины подобное «обрезание» потенциальных клиентов поможет не слишком ощутимо.

Все соцвыплаты переложить на детей?


И вот следующий возможный шаг. Практически, это может выглядеть примерно так. В стране существует официальный прожиточный минимум, а также у каждого пенсионера есть его официальные доходы (в виде пенсии и иногда иных социальных выплат или доходов). Кроме того, существуют коммунальные платежи и государственные субсидии на них, которые покрывают львиную долю этих платежей из-за низких доходов большей части населения. По последним данным, число получающих субсидии на оплату коммунальных платежей украинцев колеблется в промежутке от 60% до 70% от общего количества населения (Минсоц говорит о 6,5 млн семей).

Идея, скорее всего, состоит в том, чтобы разницу между официальными доходами пенсионеров (они же – пожилые родители) и их расходами, определяемыми прожиточным минимумом и размером коммунальных платежей, по возможности, переложить на детей этих пенсионеров. Как только пенсионер будет подавать заявление на субсидию на оплату коммунальных услуг или другую социальную помощь, государство может «перевести стрелки» на детей этого пенсионера, начав проверку его доходов…

Естественно, забота о пожилых родителях – гражданская и морально-этическая обязанность их детей. Но как логично отмечается в некоторых комментариях «восторженных» украинцев, дети пожилых родителей, прежде всего, должны заботиться о… своих маленьких детях. А чтобы пенсионеры могли жить после выхода на пенсию, каждый из них платит пенсионные взносы. Хотя, если рассматривать так называемую солидарную систему, то как раз и выходит, что за счет пенсионных взносов работающих взрослых детей, выплачиваются пенсии их пожилым родителям-пенсионерам.

Что будет дальше, легко себе представить. «Перед тем как назначить помощь или субсидию пенсионеру, вначале проверят доходы его детей. Если государство посчитает эти доходы достаточными (скорее всего, исходя из прожиточного минимума), то в помощи или субсидии откажут и назначат алименты детям. Алименты от детей автоматом превратятся в доход старика. Что будет дальше? Очевиднее всего родители перестанут подавать на субсидии, опасаясь, что по их заявлению начнут "трамбовать" их детей. И получится, что дед забрал у внучки деньги на игрушку», – поделился своими соображениями один экспертов.

Сказать, что предложения министра труда и социальной политики будут реализованы прямо завтра, нельзя. Однако, возможно, уже лет через 10 мы с удивлением увидим какой-нибудь план новой пенсионной реформы с аналогичным содержанием. В конце концов, ничего нового в такой системе нет.

Что говорит китайский опыт?


Есть хоть и не европейский, но китайский пенсионный опыт. По их пенсионному законодательству пенсионный возраст мужчин составляет 60 лет, а женщин – 50-55 лет в зависимости от рода деятельности. Но.

На государственную пенсию могут рассчитывать только китайцы, работавшие на госслужбе или на государственных промышленных предприятиях. Им нужно не менее 15 лет стажа с ежемесячными отчислениями в государственный пенсионный фонд 11% от зарплаты. Это преимущественно горожане. Средняя пенсия у них составляет примерно $230. Это около 20% зарплаты. Кстати, пенсионер в Китае не пользуется никакими льготами.

В сельской же местности до 2009 года… вообще не было никаких пенсий. Никогда. Там китайцы пенсионного возраста находились на содержании своих детей. Это – многовековая традиция и поэтому такое воспринимается там нормально. Еще 1000 лет назад писатель Чэнь Юаньлян сформулировал конфуцианскую норму – «воспитать ребенка для ухода за вами в старости». И сейчас средняя пенсия в сельской местности чисто символическая – $10-20 (примерно 10% зарплаты).

После реформы 2012 года на пенсию в Китае также могут рассчитывать и работники частного сектора. Но здесь, чаще всего сотрудники накапливают взносы на предприятии и потом получают пенсию, исходя из накопленных взносов. Но меньше, чем в госсекторе.

Так или иначе, но пенсию в Китае получает примерно… 25% населения, достигшего пенсионного возраста. Остальным помогают их дети. На алименты на них никто не подает. Менталитет другой…

Куда свернет извилистый путь украинской пенсионной реформы?

Донецкие Новости
Вернуться назад