Субсидиарная безответственность

Субсидиарная безответственность

В Украине начал работу Фонд энергоэффективности в форме государственного предприятия с независимым наблюдательным советом, включающим представителей Международной финансовой корпорации (IFC). Его ресурсы (ожидаемые 5 млрд грн, в том числе 3 млрд от европейских партнёров) решено потратить на улучшение энергетических параметров как производств, так и домохозяйств. На соответствующие мероприятия 2018 года в госбюджет заложили 1,6 млрд грн. Суждено ли сбыться радужным прогнозам Кабмина?

Софинансирование убытков


Цель реформы понятна. По данным министерских чиновников, неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов в жилом секторе Украины приводит к потере до 60 % тепловой энергии, или порядка $3 млрд ежегодно. Но кроме прямых потерь (в том числе и в сетях теплоцентралей, хотя в данном случае речь не о них), которые компенсируются из кармана самих граждан, есть ещё и субсидии, ставшие формой софинансирования неэффективных коммунальных предприятий. В прошлом году для обеспечения оплаты их услуг в стране субсидировались свыше 6,6 млн домохозяйств, а это почти половина — 44,3 %!

Кроме того, сотни тысяч домохозяйств получают денежную помощь на покупку топлива. В 2017 году число получателей субсидий увеличилось на 1,7 млн — более чем на четверть. Правда, средний размер выплат снижается: по данным Госстата, в ноябре он сократился на 51,1 %, до 540,3 грн, а общие затраты казны на субсидии за 11 месяцев прошлого года сократились до 3,67 млрд против 4,45 млрд годом ранее. Но страна по-прежнему тратит больше на пособия, чем на создание условий для отказа от них.

По прогнозам Кабмина, за 3–5 лет работы Фонда энергоэффективности ежегодный выигрыш от сокращения потерь газа на отопление составит не менее 1,5 млрд кубометров. Владельцы жилья якобы смогут экономить до 50 % от нынешнего объёма потребления энергоресурсов и, соответственно, платы за них. К тому же запуск программы энергомодернизации позволит создать порядка 75 тысяч новых рабочих мест.

Что обещают потребителям?


Украинцы смогут обратиться в Фонд за проектом термомодернизации своих жилищ и возвратом средств, потраченных на его воплощение, установку эффективных климатических систем, увеличение доли энергии из возобновляемых источников. Максимальный размер компенсации для организации совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) может достичь 50 % денежных затрат — в случае, если энергоэффективность здания в результате означенной модернизации повысится до класса «А» по международным стандартам.

Для начала потратиться придётся на энергоаудит, ведь проект термомодернизации здания готовится по его итогам. Если ваша заявка соответствует программам Фонда, под неё определят размер гранта; но возмещать потраченные средства будут постфактум — на основе оценки соответствия выполненных работ проекту.

Таким образом, ОСМД придётся изыскивать стартовый капитал самостоятельно, хотя не исключено, что формат взаимодействия будет более гибким. Успешные примеры есть. Так, в Польше деньги распределяли через госбанк BGK коммерческим банкам, у которых население брало кредит на 10 лет, до 80 % от суммы затрат по ставке от 6,5 % до 8,5 % годовых. При этом польский Фонд термомодернизации и ремонтов (FTiR) выплачивал до 25 % кредита — в зависимости от эффективности модернизации, которая должна давать экономию ресурсов не менее 10 %.

На обломках коллективизма


В Украине свыше 98 % общей площади жилого фонда составляют многоквартирные дома. Их термомодернизация — ключ к повышению эффективности всего коммунального сектора. Но проблема заключается не только в нехватке денег у населения, а и в отсутствии у него стимулов. И виной тому в числе прочего сама система субсидий, которая убивает заинтересованность людей в каких-либо изменениях.

Где у нас преимущественно создаются ОСМД? Там, где жильцы имеют доходы не ниже среднего и соответствующее самосознание. У пожилых и малоимущих украинцев подобные инициативы сверху уже традиционно не вызывают ни доверия, ни необходимого энтузиазма. И так будет продолжаться до тех пор, пока государство будет субсидировать энергетических монополистов под видом оказания социальной поддержки их заложникам — конечным потребителям услуг.

Постановление о монетизации субсидий вступило в силу 1 января — спасибо МВФ. Но монетизацию нужно как минимум спустить с уровня экономических агентов до непосредственно домохозяйств. Не факт, что люди радостно понесут полученные средства модернизаторам; но надеяться на былой коллективизм ещё наивнее. Ситуация, когда половина жильцов дома выступают за идею, а половина — против, ставит крест на затее правительства. Возможно, положение спасло бы параллельное перераспределение субсидий на энергомодернизацию жилья непосредственно исполнителям, без передачи денег в руки получателей, — конечно, с механизмом защиты от махинаторов из сектора ЖКХ.

Если же прогнозы Кабмина в отношении работы нового Фонда чудесным образом сбудутся, то в Украине наступят лучшие времена. Пока эта перспектива выглядит довольно призрачной.

Zavarnik
Вернуться назад