У внешней торговли — свои контрасты

У внешней торговли — свои контрасты

Поставки украинских товаров и услуг за границу за прошедший год выросли почти на 20 % и принесло стране более $40 млрд, однако для возвращения на уровень довоенных 2012–2013 годов — даже при сохранении нынешних темпов роста — потребуется не меньше пяти лет. В то же время географическая структура наших внешнеторговых операций изменилась почти до неузнаваемости.

По всем направлениям


Свой вклад в рост экспорта сделали почти все ключевые отрасли: продукции агропромышленного комплекса и металлургии мы поставили больше на 20 %, минеральных продуктов — почти на 50 %, промышленных товаров — вдвое больше, продукции машиностроения — почти на 7 %.

Рост зафиксирован и по всем географическим направлениям. К примеру, экспорт в Австралию и Океанию в 2017 году увеличился в 4 раза по сравнению с 2016-м, на американский континент — более чем наполовину, в Европу — на треть.

Несмотря на положительную динамику экспорта, годовые экономические показатели всё ещё далеки от результатов и 2013 года, и в особенности 2012-го (вопреки расхожему мнению предвестники экономического спада появились ещё в 2013-м: тогда национальный ВВП заметно снизил темпы роста, а объём экспорта оказался ниже не только 2012, но и 2011 годов). Чтобы вернуться к масштабам внешней торговли тех времён (около $90 млрд поступлений от экспорта), необходим рост более чем вдвое.

Вызывает нарекания и структура экспорта. Так, например, из экспортных товаров, поставки которых больше всего порадовали в прошлом году, не относятся к сырью и полуфабрикатам только корабли, провода и отчасти подсолнечное масло. Все остальные лидеры в приросте продаж — руда, металл, металлопрокат, кукуруза, сахар — представляют позиции с малой добавленной стоимостью.

Результаты ассоциации


В 2017 году экспорт Украины в Евросоюз был на 4 % больше, чем в 2013-м, когда правительство отложило подписание Соглашения об ассоциации с ним. Не первое, но очередное формальное свидетельство плюсов от присоединения к содружеству: ранее товарообмен рос, но вследствие экономической ситуации в стране в целом не мог выйти даже на показатели «до ассоциации».

На страны ЕС на данный момент приходится более 40 % украинского экспорта. Если считать ЕС единым субъектом, он будет безусловным приоритетом во внешней торговле Украины. Тем более, как указано выше, в прошлом году экспорт в Европу вырос более чем на 30 %.

Однако европейские рынки имеют и свою специфику; в частности — жёсткое квотирование производства и импорта товаров. То, что в достаточном количестве производится на территории ЕС, практически невозможно продать туда извне: борьба за европейские рынки разворачивается между «своими». В то же время дефицитные товары союз с радостью принимает, регулярно увеличивая для украинских экспортёров квоты на ввоз пшеницы, кукурузы, мёда и т. д.

К сожалению, готовая продукция, в особенности высокотехнологичная, Европу не интересует. В то же время присутствует обратный интерес: импорт ЕС в Украину в 2017 году вырос тоже почти на треть, в значительной мере за счёт покупки украинцами европейской техники — автомобильной и сельскохозяйственной. Показателен пример торговли с Польшей: с востока на запад отправляются руда и металлопрокат, в обратную сторону — продукция машиностроения и готовые продукты питания.

Не нужен мне берег турецкий?


Экспорт украинских товаров и услуг в СНГ в прошлом году был втрое меньше, чем в 2013-м. Но и здесь есть позитивные тенденции: в сравнении с 2016 годом рост экспорта в содружество превысил 15 %. Рынки России, Беларуси и Молдовы входят в первую десятку по доле в нашем экспорте; Азербайджан к тому же входит в топ-15 по росту украинского экспорта за прошлый год.

Страны бывшего СССР остаются важным направлением нашей внешней торговли, но эти рынки уже не назовёшь ни ключевыми, ни стабильными. Например, на экспорте в Турцию и Египет суммарно мы заработали больше, чем на поставках в Россию; на торговле с одним только Египтом — больше, чем с Беларусью и Молдовой вместе взятыми.

Турция, Индия, Иран, Китай, Египет — уже традиционные для Украины партнёры и по экспорту, и по импорту. В первые три государства экспорт в 2017 году увеличился более чем на $800 млн в сравнении с 2016-м.

На четверть выросли продажи украинских товаров в Ирак, вдвое — в Алжир (более чем вчетверо по сравнению с 2013-м!). В эту североафриканскую страну идёт различная украинская сельскохозяйственная продукция, а на Марокко и Турцию приходится почти половина экспорта сливочного масла (запрещённого к ввозу в РФ), на Индию — существенная доля поставок масла подсолнечника.

Утрату рынков в «ближнем зарубежье» и переборчивость европейских покупателей Украина компенсирует выходом и расширением своего присутствия на рынках Азии, Африки и Латинской Америки. Судя по наметившимся тенденциям, этого вектора во внешней торговле необходимо будет придерживаться ещё долгие годы или даже десятилетия.

Zavarnik
Вернуться назад