Медицинские гаджеты и их роль в современном обществе

Медицинские гаджеты и их роль в современном обществе

Наши клиники потихоньку превращаются в супермаркеты электроники. Медицинские гаджеты уже не воспринимаются, как нечто фантастическое, упрощая пациентам самоконтроль, а врачам позволяя вести удалённый мониторинг их состояния и оперативно реагировать на экстренные ситуации. Как распределяются приоритеты в этом сегменте новых технологий?

Мобильное здравоохранение


Технологическая надстройка «датчик — интернет или мобильная связь — смартфон доктора или пациента» объединяется понятием mHealth, или мобильное здравоохранение. Медицинские трекеры — датчики наблюдения, анализа и записи метаболических реакций, фаз сна, температуры и иных физиологических процессов в организме способны вести непрерывное наблюдение за состоянием человека, получая информацию об изменении каких-либо показателей и оперативно уведомляя об этом врачей.

Электроника научилась контролировать уровень сахара в крови, температуру тела, артериальное давление, частоту сердцебиения, температуру кожи и многое другое. Как результат появились носимые устройства с терапевтическими функциями, в частности, инсулиновые помпы, слуховые аппараты и т. д.; гаджеты для мониторинга и диагностики разного уровня сложности и предназначения — от приборов непрерывного мониторинга уровня глюкозы до внутриутробных датчиков движения; устройства для здоровья и фитнеса. Но фитнес-трекеры недолго будут растущим сегментом и уже совсем скоро по объёмам будут уступать медицинским гаджетам. По прогнозам ABI Research, за ближайшие 3 года выпуск устройств для дистанционного медицинского контроля вырастет на 35 % и составит 60 % от общего числа приборов наблюдения за физическим состоянием.

Регулятор подрегулировал рынок


По данным аналитиков Kalorama Information, в прошлом году рынок медицинской носимой электроники перешагнул за $13 млрд, а глобальные продажи таких устройств превысили 106 млн единиц.

Медицинское направление остаётся наиболее финансово ёмким и быстро растущим. Число пожилых людей увеличивается, срок их жизни удлиняется, и они всё активнее пользуются современными возможностями контроля за собственным здоровьем.

США намерены упростить регистрацию носимых гаджетов и программ, следящих за здоровьем человека. Интересно, что в список предварительной сертификации вошли не производители медицинского оборудования, а Apple, Fitbit, Samsung и Google. Рынок переходит в фазу мощного роста, и IT-монстры хотят взять своё. Они взялись окучивать спортивный масс-маркет, и в первых строках рынка носимых медицинских гаджетов эти компании не представлены; а возглавляют его такие корпорации, как Medtronic, Siemens AG, Bayer AG, Boston Scientific и Teleflex.

Но всё же штамповщики гаджетов попадут в топы. Управление по контролю за продовольствием и лекарствами США (FDA) включило телекоммуникационную пятёрку в программу «предварительной сертификации», определяющей параметры контрольных показателей для выпускаемых на рынок изделий. Причём бета-версии этих компаний могут вообще работать без сертификации. Массово приобретать их продукцию будет «золотой миллиард», почти половина которого как раз и находится в полусотне штатов. Хочешь пройти сертификацию — продавайся Apple, Fitbit, Samsung, Alphabet (Google) или другим участникам пула: Pear Therapeutics, Phosphorus, Roche, Tidepool, Verily.

Обмен сигналами


Крупные игроки идут по пути интеграции собственных датчиков и сигналов от них с приборами избранных брендов. Так, Siemens презентовала софт, транслирующий показания УЗИ-сканера на дисплей «умных» очков Google Glass. Какой практический смысл в трансляции изображения с УЗИ-сканера именно на очки «дополненной реальности»? Для адекватного восприятия достаточно более-менее приличного дисплея любого производителя. Но коалиция с избранными даёт ощутимый административный выигрыш при дележе сочного куска рынка.

Около 10 лет назад был дан старт гонке разработчиков медгаджетов. По данным CB Insights, три самых покупаемых направления — приборы для нейрохирургии, ортопедии и кардиологии. Самым активным покупателем пока является Medtronic: с 2012 года приобретено 15 стартапов с медианной ценой $150 млн. Boston Scientific оформила 8 сделок; скупает сердечные клапаны, нейрохирургические, гастроэнтерологические и гинекологические приборы. BC Technical специализируется на стартапах по медицинской визуализации, Stryker прибирает к рукам ортопедические разработки.

Теперь на этот рынок активно заходят и телекоммуникационные компании. Но крупных покупок стартапов у них пока нет: памятен неудачный опыт Intel, который в 2016 году закрыл направление фитнес-трекеров Basis из-за их перегрева. Стартапы — вложения рискованные. У гигантов другая стратегия: срывать созревшие плоды технического творчества и контролировать допуск на рынок других «плодов». Сажать и растить деревья предстоит не им…

Zavarnik
Вернуться назад