Дорогая ягодка, или Кустари всей страны, объединяйтесь!

Дорогая ягодка, или Кустари всей страны, объединяйтесь!

Ягодный бум в Украине продолжается, несмотря на климатический удар-2017. Но внутренние цены на летнюю плодоовощную продукцию продолжают зависеть и от ситуации со спросом и предложением на внешних рынках, и от «милости» внутренних переработчиков. Увидим ли мы более демократичные цены на нашу ягодку?

Пик сезона и потерь


По словам эксперта восточноевропейского плодоовощного рынка Татьяны Гетьман, Украина выращивает мягких ягод свыше четверти по Восточной Европе. Согласно данным «АПК-Информ», ежегодно эта цифра прирастает на 4 %. А объём рынка превышает $250 млн. Но в этом году ситуация заметно хуже из-за майских заморозков, особенно в западных и центральных областях, где основные ягодно-фруктовые плантации. По официальным прогнозам мы лишились до трети урожая, отраслевая ассоциация говорит о потерях существенно больших.

Показательны и данные по экспорту. В мае украинские садоводы отгрузили на внешний рынок 454 тонн ягод — в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года. Но динамика по основной культуре — клубнике — уже на пике сезона, в июне, оказалась провальной по сравнению с прошлым годом: 1,2 тыс. тонн, в 1,5 раза ниже, чем за тот же период прошлого года. В целом за май-июнь экспорт упал на треть, констатировал Info.shuvar. Страховкой от таких провалов может стать диверсификация ягодных плантаций.

Неклубничные сегменты


Ориентация украинского сельского хозяйства на ликвидные товары привела к тому, что основными нашим экспортом стали зерновые. Монотоварное производство при всех финансовых выгодах негативно сказывается на плодородии земель и обедняет ассортимент в том числе и внутреннего рынка. Схожие тенденции — и в ягодном сегменте, где царит клубника, самая быстрая в плане возврата средств. Это сдерживает посадку других видов. Такая стратегия абсолютно оправданна при дефиците средств и площадей. До первого плодоношения, например, голубики проходит 3–5 лет.

Сегодня практически нет примеров выращивания нишевых культур: аронии, жимолости, лимонника, актинидии, — хотя мировой объём производства рыночной клубники — 8 млн тонн, а малины, смородины, голубики и клюквы вместе взятых — всего 500 тыс. тонн.

Неклубничные сегменты — самые интересные с точки зрения долгосрочной перспективы. У нас уже растёт интерес к невероятно полезным ежевике, клюкве, облепихе. А после ухода с российского рынка начала увеличиваться площадь малинников, — это ягода номер два в Украине. Но вскоре на эти позиции может выйти голубика. Заложенные плантации должны дать первые урожаи уже в следующем году.

Замороженный экспорт


В первые годы ягодного бума основным рынком для нас стала Россия: именно туда уходила основная часть свежих ягод (в частности, 98 % клубники) и порядка 47 % экспорта замороженной украинской ягоды. С прошлого года эти поставки прекратились. Тем не менее уже в 2016 году мы установили другой рекорд: объём экспорта украинских «твёрдых» ягод составил 1,9 тыс. тонн, «мягких» — более 2,7 тыс. тонн. Основным покупателем клубники, черешни и вишни стала Беларусь; куда затем идёт продукт — догадаться нетрудно. Польша берёт свежие чернику и малину, голубику покупают даже Нидерланды и Британия.

Но поставки замороженных ягод в разы прибыльнее, чем свежих: нет жёсткой зависимости от сезонного падения цен и дальности перевозки. Поэтому самые успешные отечественные фермеры теперь морозят урожай и отправляют в Европу, — благо европейцы готовы брать украинские ягоды по ценам как минимум на треть выше внутренних. И отечественные поставщики этим пользуются, попутно выведя Украину на 3-е место в мире по экспорту замороженных ягод.

Сотки вместо гектаров


Ажиотажный спрос на украинскую ягоду в ЕС фиксируется в первую очередь в сегменте «органик». А это предполагает сертификацию, специальные хранилища и мощности для заморозки. Использование камер шоковой заморозки и рефконтейнеров не по карману не только простому садоводу-огороднику, но и фермеру средней руки. Очевидный выход — объединение усилий. Даже коммерчески ориентированным небольшим производителям проще продавать ягоды непосредственно с плантаций, не выстраивая схемы самостоятельных поставок за рубеж.

Большие специализированные хозяйства сами обзаводятся хранилищами и качественным посадочным материалом. Но они выращивают только 10–15 % ягод на площади менее 15 тыс. га из как минимум 25 тыс. га занятых, по данным «Украгроконсалт», под ягоды на землях сельхозназначения. По-настоящему крупных производителей мало, и объединения одиночек способны оставить их далеко позади. Беда в том, что список «если» тоже велик.

Средним и малым хозяйствам финансового внимания государство практически не уделяет. Интерес к сектору проявляют традиционные агрохолдинги, которые экспериментируют в том числе с кооперативными формами организации производства. Иногда, как в случае с первым ягодным обслуживающим кооперативом «Киевский», в этот бизнес просто приходят люди со стороны. Масштабной активности крестьянских низов в плане кооперации пока не ощущается, хотя кооператив даёт возможность формировать экспортные заказы, решать вопросы с посадочным материалом и получать сертификат ЕС.

Немалые урожаи ягод выращиваются у нас на приусадебных участках. И это тоже потенциал для внутренней переработки, а то и международной торговли — при наличии схем дистрибуции и контроля качества. В тот же «Киевский» принимают тех, кто обрабатывает хотя бы 1 га земли. Но в Украине ягоды растут по большей части на сотках, а не на гектарах…

Zavarnik
Вернуться назад