Поворот на юго-восток

Поворот на юго-восток

Интерес азиатских стран во внешней торговле традиционен: импорт продуктов питания, металлургического сырья, продукции машиностроения, которыми мы готовы «делиться». Географическая удалённость препятствует развитию торговли с ними. Тем не менее экспорт украинских товаров в Азию имеет все шансы стать главным трендом на ближайшие годы — даже с учётом нашего сближения с ЕС.

С мыслями о диверсификации


Три представителя Азии входили в топ-10 торговых партнёров Украины в 2016 году. По общему обороту на втором месте Китай, Турция — на седьмом, Индия — на восьмом. Их обошли только наши соседи и государства центральной Европы. географическая удалённость — главное препятствие для более высоких позиций азиатских партнёров в этом «рейтинге».

Даже сегодня товарообмен с азиатскими странами мог бы быть гораздо больше, однако основной путь из Украины в Среднюю Азию и на Дальний Восток пролегает по суше — через Россию. В своё время блокирование наших транзитных грузов на её территории существенно сократило экспорт в Азию.

Рынки Азии будут в ближайшее время важны для нас как инструмент диверсификации экспорта. Это жизненно необходимая альтернатива российскому рынку, с которого мы уходим очень медленными темпами, да и рынки Евросоюза нами не освоены.

Континент контрастов


Азия очень неоднородна: здесь соседствуют сказочное богатство и катастрофическая бедность, государства с миллиардом граждан и едва заметные на карте образования, диктаторские режимы и демократии. Тем не менее у большинства этих государств есть общие черты, которые делают их рынки привлекательными для Украины, а Украину — потенциальным крупным экспортёром.

Во-первых, Азия вынуждена импортировать большие объёмы сельскохозяйственной продукции, а Украина является одним из главных экспортёров этой продукции в мире. Многие страны попросту не имеют природных условий для развития сельского хозяйства. Другие же, даже при наличии таких условий, не могут покрыть потребности быстро растущего населения. Китай — лишь один из примеров: страна входит в число мировых лидеров по производству сельскохозяйственной продукции и вместе с тем по её импорту.

Несмотря на кризисы и проблемы с транзитом, за последние 5 лет объёмы продаж продукции отечественного АПК в Азию выросли с $5,7 млрд (2012) до $7,4 млрд (2016). На долю Азии в прошлом году приходилась почти половина нашего сельскохозяйственного экспорта. Индия, Китай и Турция выбирают более пятой части от этого объёма. Примечательно, что в 2016 году по сравнению с 2015-м позитивную динамику по объёмам экспорта демонстрировал в первую очередь АПК.

Не сырьём единым


Социально-экономические условия в Азии диктуют запросы на сырьё как вид товара более дешёвый. Но постепенно, небольшими объёмами, отечественные производители отвоёвывают в Азии и рынки сбыта готовой продукции с высокой добавочной стоимостью. Так, Казахстан является крупнейшим импортёром украинского шоколада (18 % нашего экспорта этой продукции). А в мае Совет по вопросам экспорта продовольствия (украинская ассоциация производителей пищепрома) в позитивном ключе отчитался об участии наших соотечественников в выставке Seoul Food & Hotel 2017 (Сеул, Южная Корея): отмечена в частности заинтересованность корейцев в поставках нашей кондитерской продукции.

Ещё один традиционный для Украины сырьевой рынок — продажа металлов и минералов. Если выручка от экспорта аграрной продукции в 2016 году оценивалась Агентством индустриального маркетинга в $15,2 млрд (42 % украинского экспорта), то выручка от продажи металлургического сырья почти вдвое меньше — $8,3 млрд (23 %). Структура экспорта в азиатские страны во многом повторяет структуру мирового экспорта. Например, в первой половине прошлого года Украина поставила в Китай продукции АПК на $655 млн, тогда как минерально-сырьевой продукции — на $330 млн.

Несмотря на присутствие в Азии передовых в научно-технологическом плане стран, в этом регионе постоянно востребованы современная техника, технологии, автомобили, продукция машиностроения. Украина эти потребности частично удовлетворяет. В 2016 году мы активно поставляли в азиатские страны (в первую очередь в те же Китай и Индию) реактивные двигатели и газовые турбины, насосы, радиолокационную аппаратуру, грузовые вагоны. В целом на экспорте продукции машиностроения Украина заработала в прошлом году в 4 раза меньше, чем на продаже сельскохозяйственной продукции, — $4,2 млрд.

Не Польша, так Индонезия…


Характерная черта азиатских стран — довольно либеральные регуляторные нормы и законодательство, которые парадоксальным образом часто сочетаются с изоляционизмом и протекционизмом. Если говорить простым языком: конкурировать с местным производителем никому не позволят, но если уж страна заинтересована в каком-то товаре, попасть на рынок ему будет проще, чем в Европе или Северной Америке.

Либеральное законодательство даёт возможности и для упрощённого старта собственного бизнеса в Азии. Многие страны юго-восточного региона не только позволяют зарегистрировать собственное дело за несколько минут в сети, но и предоставляют большие налоговые льготы начинающим предпринимателям.

Таким образом, условия сотрудничества и объёмы рынков трёх наших главных азиатских партнёров — Китая, Индии и Турции — позволяют рассчитывать на большие масштабы торговли с ними. А динамичное развитие других стран в этой части света, особенно на тихоокеанском побережье, сулит нам в недалёком будущем смену вектора торговых интересов и географического состава главных партнёров.

Zavarnik
Вернуться назад