Таможня: расширение «окна»

Таможня: расширение «окна»

Тотальная автоматизация таможенных процессов в странах Евросоюза позволяет оформлять свыше 60 % деклараций менее чем за 5 минут. Во многих постсоветских странах процесс реформирования и автоматизации таможенных процедур давно запущен. А как обстоит дело у нас? Как признают в Минфине, разрекламированное «единое окно» оказалось не таким уж и благом и главную проблему наших таможен — поборы и простои — оно не решило…

Мимо «окна»


Внедрение «единого окна» вскрыло латентные проблемы в работе служб, задействованных в таможенном процессе. Одно из преимуществ — возможность проверки всеми контролирующими службами за 4 часа; на практике за счёт «благодарности» контролёрам границу удаётся проходить значительно быстрее.

Далее. Как поясняет начальник управления таможенной политики Минфина Александр Москаленко, Кабмин наделил экологов, радиологов и ветеринаров правом проводить контроль выборочно для ускорения процесса. Тем не менее указанные службы предпочитают тотальную проверку.

Гендиректор ассоциации «Украинские импортёры бытовой электроники» Софья Арасланова констатирует: в «едином окне» бизнес могут ожидать неожиданности как по финансовым тратам, так и по потерям времени на оформление. При этом потоки контрабанды значительно снижают конкурентные возможности тех, кто хочет работать легально. В итоге добросовестные бизнесмены платят за недобросовестных или простаивают в очередях.

По данным опроса GfK Украина, лишь 20 % наших предпринимателей имеют опыт оформления таможенных документов через «единое окно». Остальные 80 % или такового не имели, или использовали другие пути для решения вопроса.

Стоит отметить, что на украинской таможне есть вполне современная автоматизированная система, которая позволяет выявить как «рисковые» декларации, так и те, которые могут идти по «зелёному» коридору, то есть с минимальным контролем. Однако из-за несовершенства законодательства сейчас всех декларантов пропускают по «жёлтому» или «красному» коридору, предполагающему участие таможенника. Это не только затягивает оформление, но и создаёт благоприятную почву для коррупции, поскольку решение принимает конкретный человек.

Ставка на автоматизацию


Чиновники Минфина утверждают, что у них есть чёткое видение реформы таможни и даже соответствующий план. По словам советника главы ведомства Юрия Драганчука, там понимают, что точечными изменениями эффекта достичь трудно, поэтому принято решение о кардинальных преобразованиях, прежде всего в оценке методов работы таможенной службы. Уже до конца июля предполагается утвердить в Кабмине 19 конкретных мини-реформ. Для бизнеса интересно внедрение стандартных алгоритмов, по которым будет определяться таможенная стоимость товара, классификация и страна происхождения.

Чтобы умерить полёт фантазии таможенников, будет прописана ответственность за несоблюдение этих алгоритмов. При этом, по новым правилам, таможенник будет независим не только от непосредственного руководства, но и от других контролёров, включая правоохранителей. В качестве «пряника» Минфин намерен ввести коэффициенты эффективности работы конкретного таможенного инспектора, от которых напрямую будет зависеть зарплата; среди прочих критериев — наличие или отсутствие жалоб на его работу. А для контроля и наказания за допущенные нарушения будет создано отдельное подразделение.

Отметим, что уже год как в комитетах Верховной Рады застрял законопроект, существенно упрощающий прохождение таможенных процедур добросовестными компаниями, которые получат статус «уполномоченного экономического оператора». Если он будет принят в ближайшее время, для большинства декларантов таможенное оформление станет полностью автоматизированным. То есть, если автоматическая проверка таможенной декларации не выявит потенциальных рисков, всю процедуру завершит специальная программа без привлечения сотрудников таможни.

Судиться будут меньше


Одним из болезненных вопросов являются таможенные сборы. По существующей системе компания, не согласная с таможенной оценкой своего груза, вправе внести меньшую сумму, а на разницу предоставить финансовые гарантии. Обычно это делается путём зачисления соответствующей суммы на депозит ГТС. Как правило, за период действия такой гарантии (90 дней) проблематично успеть обжаловать решение о повышении стоимости, и деньги поступают в бюджет. И тогда компании приходится снова обращаться в суд — уже за возвратом средств из бюджета. Поскольку это явление носит массовый характер, Минфин предложил увеличить срок представления финансовых гарантий. Подключение страховщиков и банков к процессу позволит декларантам получать от них необходимые гарантии и не замораживать часть оборотных средств на депозите таможни.

Интерес представляют и планы ликвидации дублирующих документов разных контролирующих служб. По мнению Александра Москаленко, проведение аудита всех процессов ВЭД и её документального регулирования не только позволит компаниям сэкономить средства и время, но и даст нам возможность подняться в рейтинге Doing Business. А на закуску Минфин предлагает отменить справку о декларировании валюты, причём это будет касаться и валюты, находящейся за рубежом.

Если намеченному суждено сбыться, то в выигрыше будут и декларанты, и государство. Последнее просто обязано отдавать приоритет легальному бизнесу, всячески поощряя его прозрачность, в том числе и облегчением таможенных процедур. Следующим шагом в реформировании таможни должно стать внедрение европейских таможенных норм, которые Украина обязалась ввести по Соглашению об ассоциации с ЕС.

Zavarnik
Вернуться назад