PayPal или пропал

PayPal или пропал

Полнофункциональные аккаунты крупнейшей платёжной системы мира PayPal — давняя, но по-прежнему несбыточная мечта для многих украинских фрилансеров.

Двадцать тысяч нарушителей


Выехать на день-два в другую страну (например, Польшу или Россию); открыть там банковский счёт на местный адрес, воспользовавшись добротой приятеля или услугами специальной фирмы; зарегистрировать аккаунт, оставаясь в той же стране или пользуясь специальным ПО, преобразующим реальный IP-адрес… Вот и вся «несложная процедура» для получения полнофункционального аккаунта в международной платёжной системе PayPal. Как минимум одно из этих действий нарушает украинское законодательство, остальные нарушают правила самой системы.

Осознание нарушения не останавливает наших сограждан. «Экономическая правда», используя данные о трафике в PayPal, сделала вывод, что ориентировочно 20 тысяч украинцев имеют в ней аккаунты с полноценным функционалом. Цель этих действий понятна: аккаунт, открытый легально, позволяет только платить, но не получать оплату.

Потребность в полноценном использовании платёжной системы испытывают многие наши соотечественники, и их становится всё больше. Речь идёт о людях, продающих за границу свои товары и услуги: это IT-аутсорсеры, фрилансеры, производители hand-made и другого уникального товара. PayPal — привычный для иностранца сервис, крупнейший в мире. Хотя формальных альтернатив немало, использование другой платёжной системы может быть неудобным или неприемлемым, что ставит сделку под вопрос. Да и не все они могут похвалиться достаточным функционалом даже для украинского пользователя.

Старые обиды


Пляски украинской власти вокруг PayPal длятся уже около 5 лет. И первое знакомство иностранных финансистов с Украиной на официальном уровне получилось прохладным. Ещё в 2011 году Нацбанк Украины начал отправлять в офис PayPal письма с требованием «узаконить деятельность» платёжной системы в нашей стране. На тот момент украинцы уже пользовались урезанным функционалом сервиса, хотя критическая масса пользователей из нашей страны ещё не накопилась.

Первый опыт общения с НБУ, конечно, не мотивировал PayPal к предоставлению украинцам полноценных аккаунтов. К тому же переписка между администрацией сервиса и отечественным регулятором вскрыла важную общую черту наших госструктур: техническую, а зачастую и юридическую, безграмотность. То ли реальную, то ли напускную. От этой черты наши госорганы не избавились до сих пор, что порождает постоянные скандалы с IT-сферой. В 2011-м и последующих годах PayPal тщетно пытался объяснить НБУ, что с юридической и технической точки зрения никоим образом не ведёт деятельность на территории Украины: все операции в системе проходят вне границ нашей страны, а средства от отечественных пользователей попадают туда абсолютно легально, с легальных же банковских карт.

После Майдана взаимный интерес Украины и PayPal усилился: так называемых адвокатов бренда в стране стало больше и они стали ближе к власти. Среди многочисленных гражданских инициатив, появившихся в 2014–2015-м, была и попытка активистов ускорить сближение заинтересованных сторон… Но потепление в отношениях продлилось не далее лета 2015 года. Тогда НБУ внёс изменения в два свои постановления, чем должен был либерализовать деятельность в стране международных платёжных систем, но «либерализация» сразу не задалась: этими же изменениями регулятор обязал интернациональные финансовые сервисы… регистрироваться для работы в Украине. Естественно, PayPal не поспешил воспользоваться открывшимися «возможностями».

High risk fraud country…


В минувшем году штаб-квартира системы утратила интерес к расширению сотрудничества с украинцами. Эта позиция перебралась из кулуарных разговоров и домыслов в официальные документы. Безусловно, никто не ставит крест на Украине: PayPal — глобальный бренд, а наша страна и рынок при всех недочётах и трудностях могут дать фору по многим показателям, начиная с проникновения интернета… Тем не менее именно сейчас платёжная система решила «сделать перерыв». Ещё полгода назад было понятно, что Украины в планах на 2016 год нет; теперь ясно, что и в планах на 2017-й её нет тоже.

Причины такого позиционирования эксперты и пользователи видят разные. Кто-то кивает на ранее испорченные отношения; другие видят проблему в украинском законодательстве, в принципе недружелюбном к платёжным системам, в частности в упомянутых постановлениях НБУ. На это указывает и руководство PayPal: мол, хорошо бы вам привести законодательную базу к современным стандартам.

Однако всё больше мнений, что парой законов дело не решить. К этому склоняются даже активисты инициативной группы PayPal4Ukraine. Тут и отсутствие у наших властей стратегии, и привычка менять позицию по тем или иным вопросам на диаметрально противоположную по щелчку пальцев. Тут и слабое развитие интернет-банкинга: фактически всё, что украинцы имеют в этом направлении сегодня, было сделано командой одного банка. Тут и ненадёжность правоохранительной, судебной и финансовой систем. Напомним, что изначально PayPal сопроводил свой отказ нелицеприятной характеристикой Украины: high risk fraud country — «страна с высоким риском мошенничества». Судя по всему, это мнение не поменялось.

Таким образом, по меньшей мере на ближайший год украинцы останутся на обочине этого финансово-технологического шоссе. Выиграют от этого консалтинговые фирмы, зарубежные знакомые и посредники, а то и посольства иных стран, где валютных счетов наших соотечественников будет становиться всё больше. А хотелось бы, чтобы выиграла Украина…

Zavarnik
Вернуться назад