Одесский припортовый завод отдадут в аренду?

Одесский припортовый завод отдадут в аренду?

Одесский припортовый завод после неудачных попыток приватизации может быть банально отдан в аренду. И нам останется только гадать, что потеряла Украина: жемчужину промышленности или чемодан без ручки.

Пустые хлопоты


24 января Фонд государственного имущества огласил 4 варианта возобновления работы Одесского припортового завода. Какой бесславный этап (верим, пока ещё не финал) для предприятия, которое ещё осенью минувшего года называли бриллиантом приватизационных предложений Украины. Из 17 млрд грн, которые были запланированы как бюджетные поступления от приватизации в 2016 году, львиную долю должна была дать продажа акций ОПЗ. Теперь на ценнике «ноль», а ФГИУ ищет способы перезапустить завод.

События двух последних лет — свидетельство того, как это предприятие «хоронили». Причём руку к этому процессу сознательно или неосознанно приложили совершенно разные группы влияния.

В июле 2016-го аукцион по продаже акций ОПЗ провалился: никто так и не подал заявку на участие в нём. Хотя, по заверениям ФГИУ, интерес проявляли несколько компаний, которые даже заключили с госструктурой соглашения о неразглашении их названий. В декабре история повторилась.

Сколько-сколько?!


За этот период вокруг ОПЗ произошла масса странных событий. В первую очередь это касается метаморфоз со стоимостью предприятия. В 2009 году, напомним, завод уже был продан на аукционе за эквивалент $600 млн. Суд сделку отменил. В прошлом году на первые торги ОПЗ готовили со стартовой ценой $500 млн. Сумма вроде бы соответствующая прошлой продаже. Более того, впоследствии руководство ФГИУ объясняло, что оценили-то в $700 млн, но потом вычли сумму накопленных долгов. Хотя всё равно не удалось избежать обвинений в занижении цены: критики основывались в частности на словах замдиректора ОПЗ Николая Щурикова, предположившего в начале 2016-го, что завод можно продать и за $1 млрд.

Тем временем ФГИУ отбивался от обвинений МВФ и ЕБРР в завышении стартовой цены, посыпавшихся уже после первого сорванного аукциона. Швейцарский банк, нанятый в качестве консультационной структуры, также порекомендовал умерить аппетиты. Так ко вторым, декабрьским, торгам решено было подходить с предложением $200–300 млн. То есть даже источники, внушающие доверие, давали примерную стоимость ОПЗ с разбросом в $800 млн!

Попутно завод был втянут в череду громких скандалов. Не будем называть фамилии «движущих сил» этих скандалов, — тем более их мотивы нам до конца не известны. Констатируем только, что в течение полутора-двух лет много вопросов вызывали перестановки в правлении ОПЗ и привлечение сторонних консультантов для ФГИУ, прошлой весной было сорвано собрание акционеров, летом были арестованы два руководителя предприятия. Это не считая многочисленных судебных исков, информационных «вбросов» и остановки завода. Ладно бы эти события сбили рыночную цену ОПЗ (что и произошло). Но такая нестабильность предприятия на фоне общей нестабильности в стране отбила интерес к его приватизации со стороны сколько-нибудь солидных компаний.

В хорошие руки


Предложенные ФГИУ варианты подошли бы скорее заброшенному наследию времён советской индустриализации, но никак не объекту, который всего несколько лет назад демонстрировал хорошие показатели. Фактически речь идёт об аренде производственных мощностей ОПЗ: полностью или частично и под различные нужды. Положительные примеры подобной «латентной приватизации» в Украине вспомнить крайне трудно, тем более масштабных объектов.

Альтернатива — слияние в один холдинг с предприятием, способным обеспечить необходимые объёмы поставок газа по выгодной для завода цене, или просто подчинение ОПЗ этому предприятию. Таких у нас немного, в их числе государственная «Укргаздобыча» и её матушка — НАК «Нафтогаз Украины». Такая интеграция могла бы быть интересна в первую очередь с социальной точки зрения: сохранить завод (а соответственно коллектив и инфраструктуру) на плаву, по крайней мере до момента выгодной приватизации. Ряд экспертов и журналистов высказывали мнение, что именно под этот сценарий ОПЗ подводили через все скандалы и злоключения. Но пока никто из власть имущих данную возможность публично не рассматривает. Более того, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев на предновогодней пресс-конференции выступил резко против идеи подчинения одесского завода газовикам, понимая, что голубое топливо придётся отдавать бесплатно или с большой скидкой. К слову, долг ОПЗ перед «Нафтогазом» и так составляет 1,5 млрд грн.

Пиковый интерес


Однако не стоит сбрасывать со счетов и возможность… всё-таки приватизировать предприятие. 19 января завод посетила посол США в Украине Мари Йованович, которая была однозначна в своих комментариях: ОПЗ — предприятие мирового уровня и «они» надеются на его приватизацию на соответствующих условиях. Влияние «их» лобби в Украине очень сильное, а американские компании постоянно присутствуют в перечне «интересующихся» покупкой акций одесского завода. Так что эти пазлы сложить нетрудно.

Древнеримскому поэту Публию Сиру приписывают утверждение, что любая вещь стоит столько, сколько за неё готов заплатить покупатель. Мы стали свидетелями, как всего за полтора года завод «мирового уровня» превратился в промплощадку под аренду. Был ли король голым всегда, а теперь мы видим разоблачение нерентабельного бизнеса? Или мы наблюдаем классическую многоходовку по обесцениванию драгоценного актива? Без открытого честного аукциона, без названной покупателем реальной рыночной цены мы так и не сможем понять, что же из сказанного выше соответствует истинному положению дел.

Zavarnik
Вернуться назад