Борьба с теневой экономикой

Борьба с теневой экономикой

Теневая экономика Украины включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности. Проблема в том, что государство борется с «тенью» в основном репрессивными методами. Однако опыт других стран показывает, что правильная тактика — не столько бороться с теневым сектором, сколько создавать условия для его легализации.

Морально не готовы


С обретением Украиной независимости именно теневая экономика помогла разрушить советскую командно-административную систему. Но по ряду причин она не превратилась в легальную рыночную модель и теперь объявлена одной из проблем, которые мешают проводить реформы. У нас прочно укоренился стереотип, что главная причина существования теневой экономики — чрезмерное давление государства через налоги, зарегулированность бизнеса и коррупцию контролирующих органов. Всё это так, однако на уход в тень влияют и другие, не экономические факторы.

Согласно анонимным опросам привычка работать полулегально вызывает у большинства наших предпринимателей неприятие реформ, особенно в части уплаты налогов и искоренения теневой составляющей в оплате труда. Они просто морально не готовы к этому.

Хорошо иллюстрирует это прошлогодний эксперимент по снижению ЕСВ. Государство почти вдвое снизило его ставку, но это кардинально не повлияло на рост «белых» зарплат и не привело к повальному выходу бизнеса из тени. Можно ожидать, что и поднятие «минималки» до 3200 грн встретит такое же тихое саботирование. Не зря премьер Владимир Гройсман уже грозится создать группы проверки и применять жёсткие санкции к нарушителям.

Впрочем, часть бизнеса таки решилась на увеличение официальной доли в своей деятельности. По данным Минэкономразвития, уровень теневой экономики за 9 месяцев 2016 года снизился на 5 п.п. и составил 35 % ВВП. Это своеобразный рекорд за последние годы. Однако, по мнению экспертов, расчёты министерских чиновников весьма приблизительны и не всегда отвечают реальной картине. Так, по мнению завотделом теневой экономики Национального института стратегических исследований Татьяны Тыщук, часть «теневого ВВП», попадающая в «белую экономику», не учитывается официальной статистикой, поскольку её попросту невозможно определить.

Тем не менее премьер уверен, что его Кабмину по силам борьба с теневой экономикой и она принесёт свыше 1 трлн грн.

Европейская практика


Как показывают исследования МВФ, в странах с развитой экономикой, где присутствует ощутимое налоговое давление, соцотчисления и упрощённая регламентация ведения бизнеса, уровень тенизации не превышает 10–20 %.

В то же время в развивающихся странах с довольно низкими налоговыми ставками, отсутствием полноценной системы соцзащиты и зарегулированностью бизнеса уровень тенизации, как правило, переваливает за 40 %, а в некоторых латиноамериканских и африканских государствах достигает 80 %.

По Евросоюзу этот показатель колеблется в пределах 20 % ВВП. Сюда входит уклонение от налогов путём вывода капиталов в офшоры. Ещё в 2013 году ЕС вынужден был разработать специальный план борьбы с теневой экономикой. Он содержал 34 способа выявления «уклонистов» и предусматривал снижение к 2020 году доли теневой экономики в странах-участницах не менее чем вдвое.

Согласно выводам австрийского экономиста Фридриха Шнайдера, из-за нелегальной деятельности и уклонения от налогов ЕС теряет примерно 454 млрд евро в год, или в среднем 8,6% поступлений в общий бюджет. Но в разных странах этот показатель различен. К примеру, в Болгарии он составляет около 18 %, а в более благополучной Австрии — 4,5 %. Шнайдер называет две основные причины, которые сегодня дают возможность существовать теневой экономике в Еврозоне: увеличение числа нелегальных работников и занижение объёма продаж (выручки). Вследствие этого появляются большие объёмы неучтённых наличных денег.

Пока что единого подхода к борьбе с тенизацией у ЕС нет. Ряд стран — Франция, Испания, Италия, Греция — пошли путём ужесточения санкций за нарушения в сфере налогообложения. Но некоторые пытаются бороться с уклонистами» другими мерами. Так, в Бельгии с успехом применяют выделение субсидий для найма граждан, выполняющих домашнюю работу. А в Португалии и Словакии популярны розыгрыши лотерей по квитанциям на уплату налога с продаж. Кроме того, в Европе небезосновательно считают, что нелегальную деятельность провоцируют наличные расчёты. Поэтому там активно внедряют электронные платежи, которые отследить намного легче.

Вырваться из замкнутого круга


При всём негативе, который нагромождён вокруг теневой деятельности, не всё так однозначно. Неофициальная работа всё же поддерживает определённый уровень занятости и благосостояния граждан, стимулируя при этом внутренний спрос. По меньшей мере две трети теневых доходов попадают на потребительский рынок. А во время кризисов теневая экономика смягчает уровень девальвации доходов населения. Расчёты экономиста Павла Кухты показывают, что в наиболее кризисном для Украины 2009 году с учётом теневого сектора падение ВВП составило не 15 %, как официально сообщалось, а 11–12 %.

Но, с другой стороны, неконтролируемый рост «тени» может разрушить государство, снизив доходы госбюджета. Как отмечено в упомянутом исследовании МВФ, сокращение налоговых поступлений вынуждает государство повышать ставки и вводить новые налоги, что приводит к ещё большей тенизации и ужесточению налоговой политики. В последние десятилетия мы наблюдаем именно такой замкнутый круг. И пока все, кто в той или иной мере участвует в теневом обороте, не захотят выйти из него, пока бизнес не поймёт, что изменения пойдут на пользу всем, ничего не поменяется. А от детенизации силовыми методами бизнес будет уходить из страны или попросту закрываться. Главными трендами в детенизации украинской экономики должны стать реальные изменения в обществе и мотивирование легальной работы.

Zavarnik
Вернуться назад