Космический онлайн-бизнес

Космический онлайн-бизнес

«Хотите в корне изменить свою жизнь? Не заплатите за интернет!» — шутка, рождённая временем. Можно ностальгически вздыхать о тех днях, когда люди общались вживую. Но будем реалистами. От бессмысленного зависания в соцсетях можно отказаться без ущерба для качества жизни. Но интернет дарит и массу полезных возможностей. Те, кто уловил этот тренд, сумели построить удачный бизнес даже без особых вложений. Правильная идея, правильное техническое и организационное воплощение… Вот типичные истории-примеры.

Alibaba — сокровища онлайн-торговли


Об этой торговой онлайн-площади и её создателе подробно рассказано в в материале этого номера BZ «Alibaba и сорок препятствий» (стр.64). Она основана в Ханжчоу группой компаньонов в 1999 году и сначала предназначалась для торговли по принципу B2B — «бизнес для бизнеса», однако со временем здесь занялись и розничной торговлей. По сути это огромный оптовый рынок: на его сайте представлено свыше четырёх миллионов компаний, занимающихся поставками различных товаров.

Здесь можно найти практически всё, от косметики до бытовой техники, от запчастей до автомобилей. При этом сама компания — не производитель и не поставщик. Alibaba обеспечивает переписку поставщика и покупателя, скидки и акции. Бизнес-платформа состоит из нескольких интернет-площадок, действующих как внутри Китая, так и на экспорт, в том числе и на постсоветском пространстве. В Украине она действует через посредников, занимающихся проверкой товара и таможней, поэтому обычно речь идёт о крупном опте. «Клиенты» сайта — сотни государств и миллионы пользователей. В 2014 году рыночная стоимость ресурса составляла $231 млрд.

Airbnb — деньги «из воздуха»


AirBed&Breakfast переводится как «надувной матрас и завтрак». Онлайн-площадка позволяет искать жильё по всему миру и арендовать его на короткий срок. Сначала в Airbnb поверил и инвестировал известнейший бизнес-инкубатор, «отец» многих информационных стартапов Y Combinator. Затем подтянулись другие инвесторы, в том числе достаточно известный голливудский актёр Эштон Катчер. Сегодня, помимо штаб-квартиры в Сан-Франциско, сервис располагает рядом региональных офисов в крупнейших городах мира.

Airbnb — это не отельный сервис, а помощь в сдаче/аренде квартир, у него есть свои особенности. Например, прежде чем заехать — нужно убедиться в согласии хозяев; изредка возможны срывы бронирования (хотя такие вещи отражаются у владельца в профиле, да и штрафы никто не отменял). Тем не менее для многих эти недостатки с лихвой искупаются домашним комфортом и возможностью общения, позволяющей лучше понять жителей той и иной страны. И гость, и хозяин оставляют отзывы друг о друге, формируя рейтинг. Не владея собственной отельной сетью, Airbnb предлагает доступ к более чем 2 млн домов, квартир и комнат по всему миру.

Uber — быстрый путь к успеху


Ещё один уроженец Сан-Франциско — основанный в 2009-м сервис такси. В 2016-м он уже доступен более чем в 500 городах по всему миру. Мобильное приложение позволяет пассажирам найти ближайший свободный автомобиль-перевозчик (зарегистрированный в системе), а водителям — экономить топливо и время. Сначала в этом сервисе были задействованы исключительно автомобили премиум-класса, но с ростом популярности к ним добавились обычные такси, а с 2012-го водители-частники и пассажиры-попутчики также могли взаимно найти друг друга.

Бизнес нельзя назвать безоблачным: из-за низких тарифов (привет, конкуренты!) и отсутствия лицензий, соответствующих тому или иному местному законодательству, Uber периодически объявляли «самым крупным нелегальным перевозчиком», подвергали штрафам. Тем не менее выручка компании в 2015 году составила $1,5 млрд. Обычно доход распределяется следующим образом: 80 % перечисляется на счёт водителя, 20 % получает Uber.

Воздержимся от описания всех возможностей приложения; скажем лишь, что летом этого года Uber запустился и в Украине — для начала в Киеве. Судя по отзывам, в первый день найти машину было сложно: многие пользователи просто бросились проверять, «как работает система», а затем отменяли заказ (хотя за отмену более чем через 5 минут полагается штраф). Несмотря на некоторые проблемы с администрированием, сервис продолжает развиваться во Львове, Одессе, Харькове и Днепропетровске. В интернете можно найти информацию, что доля посредника составит всего 3 % (видимо, так стимулируют развивающийся бизнес).

У владельцев Uber нет и не было собственного автопарка, водителей и т. д. Они лишь посредники, но удобство разработанного ими приложения позволяет зарабатывать внушительные суммы. В 2014 году один из основателей сервиса — Трэвис Каланик вошёл в список 400 самых богатых американцев.

Это далеко не единственные примеры того, как правильно выстроенные алгоритмы и структурированная информация позволяют людям найти друг друга для решения различных вопросов. Развитие онлайн-платформ продолжается, ведь мы переходим от индустриального общества к информационному. Массивы данных огромны. Тот, кто сможет систематизировать их и наладить взаимосвязь пользователей, действительно будет владеть информацией и миром.

Zavarnik
Вернуться назад