Финансовая реструктуризация поможет решить проблему с долгами

Финансовая реструктуризация поможет решить проблему с долгами

Закон «О финансовой реструктуризации», принятый недавно Верховной Радой, даёт возможность предприятиям решить проблему долгов в течение трёх лет. Но не всем. Посмотрим, кому светит такая возможность и на каких условиях.

Закон, но не для всех


Как утверждают авторы закона, он сохранит немало предприятий, если им облегчить кредитную удавку. При этом можно обойтись без судебной и прочей волокиты, — нужно только полюбовно договориться и выполнить ряд несложных бюрократических процедур. Но таким правом наделены только юрлица, которые ещё имеют шансы на восстановление деятельности. Кроме того, в круг счастливчиков попадут только те, у кого в портфеле задолженностей окажется хотя бы одно финучреждение, иначе в реструктуризации долгов будет отказано.

Ещё одним обязательным условием запуска реструктуризации является вывод независимого эксперта о реальном состоянии дел должника. Считается, что предварительная экспертиза отсечёт недобросовестных предпринимателей, которые таким образом попытаются уйти от финансовой ответственности. Чтобы исключить злоупотребления и манипуляции со стороны должностных лиц предприятий, закон свёл их участие до минимума.

Право инициировать финреструктуризацию предоставлено должнику. Возможность участвовать в процессе получат только те кредиторы, которых он включил в заявление с их письменного согласия.

Координировать процедуры и осуществлять их мониторинг будет специальный Наблюдательный совет. В него войдут представители Нацбанка, Минюста, Минфина, Минэкономразвития, а также финрынка и бизнеса. Но Набсовету и его секретариату отведены лишь технические функции. По словам директора департамента финансовой политики Минфина Юрия Гелетия, в переговорах кредиторов и должников этот орган участвовать не будет, — стало быть, никакого влияния на процесс или его результат не окажет.

Отличительная черта закона о финреструктуризации — то, что он рассчитан всего на три года. Считается, что этого достаточно, чтобы решить поставленную задачу. Если результаты его действия будут положительными, срок могут продлить.

Договориться за 90 дней


Чтобы запустить процесс финреструктуризации, должнику нужно получить согласие одного или нескольких финучреждений. Им должно принадлежать не меньше 50 % от общей задолженности, исключая долги связанных лиц предприятия. Причём ни одно из финучреждений, желающих участвовать в процедуре, не может быть связанным лицом должника.

Далее должник подаёт в Набсовет заявление о финреструктуризации, и в случае его соответствия требованиям будет принято решение о запуске процедуры. Набсовет обязан уведомить о её начале других кредиторов должника и связанных с ним лиц, а также разместить соответствующее сообщение на своём сайте.

Если должник находится на одной из стадий процедуры банкротства, она может быть приостановлена вплоть до окончания добровольной финреструктуризации.

На переговоры и утряску всех вопросов отводится 90 дней. Впрочем, закон позволяет кредиторам, привлечённым к процессу, растянуть этот срок ещё на столько же. На время финреструктуризации устанавливается мораторий на требования кредиторов и принудительные действия по их выполнению.Результатом процедуры должно быть одобрение кредиторами плана по реструктуризации задолженности. Такой план может предусматривать: изменение условий кредитных договоров, включая пересмотр ставок по процентам и сроков возврата задолженности; выделение новых кредитов; списание части задолженности; привлечение инвесторов; реорганизацию должника и/или смену менеджмента; другие меры с согласия кредиторов и должника. Если на этот план согласятся не все кредиторы, должник вправе обратиться в арбитраж, создание которого также предусмотрено законом.

Что-то не так…


Данный закон настойчиво поддерживает Нацбанк. Мол, он достаточно прогрессивен и станет неплохим инструментом добровольного урегулирования споров по проблемным кредитам. Если закон заработает, есть возможность уменьшить портфель «плохих» корпоративных кредитов примерно на 25 %, а это в свою очередь сыграет на оздоровление всей системы.

Заметим, что принятием этого закона Украина не изобрела велосипед. Остановить рост проблемных банковских кредитов через реструктуризацию пытались и другие. По такому пути, и весьма успешно, в своё время пошли некоторые страны Европы и Юго-Восточной Азии.

Но всё же некоторые нормы нового закона вызывают обоснованные сомнения относительно их применения в правовом поле, которое сегодня существует в Украине. И прежде всего это касается упомянутого специального арбитража. Закон возлагает на него функции, относящиеся к компетенции хозсудов. Некоторые юристы посчитали такое нововведение не отвечающим Конституции. Вызывают много вопросов и прописанные в законе квалификационные требования к арбитрам, процедура их назначения и полномочия.

Управляющий партнёр АО Suprema Lex Виктор Мороз считает, что некоторая неопределённость в терминах, ограниченный срок действия, дублирование отдельных положений закона о банкротстве могут навредить практическому применению нового документа, а некоторые статьи могут привести к спорам между кредиторами и должниками.

И действительно, юристы отмечают нечёткость отдельных положений, в частности критериев отбора предприятий-должников. Есть лазейки для отсрочки или приостановки процедуры банкротства.

Несмотря на некоторые шероховатости нового закона, часть должников сможет им воспользоваться. Однако находится немало скептиков, утверждающих, что закон принят с целью освободить от долгов крупные госпредприятия. Трёх лет будет достаточно, чтобы «привести их в чувство» и продать по заниженным ценам, кому следует.

Zavarnik
Вернуться назад