Что значит защита ВТО?

Что значит защита ВТО?

Кабинет министров Украины наконец принял документ, позволяющий украинским компаниям на равных защищать свои коммерческие интересы в спорах с партнёрами из стран — членов Всемирной торговой организации (ВТО). Как действует процедура и что нужно знать бизнесу, чтобы отстоять свои права?

Кто больше торгует, тот больше спорит


Важным преимуществом членства в ВТО является действенная система решения спорных вопросов. Прозрачная процедура позволяет достаточно быстро разрешить возникшие между членами организации недоразумения. Весомым фактором результативности медиации в ВТО считается эффективность рычагов, обеспечивающих исполнение решений. Как правило, это назначение компенсаций ущерба, увеличение размера пошлин для нарушителей и т. п.

По статистике ВТО, с начала деятельности организации (1995 год) поступило свыше 500 заявок на рассмотрение споров. Но самыми «урожайными» на споры стали последние 5 лет, а 2015-й побил все рекорды: в среднем за месяц по спорным вопросам работали 30 групп арбитров.

Своеобразными чемпионами по обращению к ВТО для разрешения разногласий стали США, Евросоюз и Канада. Это объясняется большим торговым оборотом между ними, что, естественно, не обходится без накладок и недоразумений. Рассмотрение споров в ВТО обходится весьма недёшево, поэтому обращаются туда только в случаях, когда нужно предотвратить действительно серьёзные убытки для экономики или отдельных компаний.

Что же до предметов споров, то статистика говорит следующее. За весь период существования ВТО её члены больше всего спорили по поводу нарушений тарифных соглашений (около 400), антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

Спорили, спорили, да не выспорили


А вот Украина за всё время членства (с 2008 года) особой активности в спорах не проявляла. По мнению экономиста Александра Охрименко, членство в ВТО позволяет урегулировать многие споры и конфликты; главная проблема — в неумении властей пользоваться этим инструментом.

В своё время СМИ расписывали «торговые войны» с Россией (молочные, мясные и т. д.), однако тогдашние правительства с исками в ВТО не торопились: украинская сторона подала всего 4 заявления о защите своих прав и 3 раза выступала ответчиком. При этом только один спор — с Арменией, по поводу дискриминационного применения последней налогов на алкоголь и табак, был отчасти разрешён в нашу пользу. Разногласия с Молдовой в отношении платежей по утилизации упаковки не разрешён до сих пор. А разногласия с Австралией по сигаретным упаковкам приостановлены по инициативе украинской стороны. Продолжается разбирательство с РФ по ограничениям импорта вагонов, но перспективы его весьма туманны.

Одной из причин, почему Украина пассивна в защите своих торговых интересов посредством ВТО, правительство называет отсутствие внутреннего нормативного документа, регламентирующего процедуру подготовки и подачи соответствующего заявления. Нужен был документ, который бы давал соответствующим госорганам отслеживать нарушения торговых интересов украинских компаний, возможность бизнесу инициировать разбирательства в ВТО, получать консультации специалистов и многое другое. Если государство еще хоть как-то могло на своём уровне влиять на отношения с членами ВТО, то бизнес такой легитимной возможности не имел.

Шанс для бизнеса


Переломить ситуацию в этом вопросе должен принятый Кабмином документ, который урегулировал вопросы защиты интересов Украины в рамках ВТО. По мнению чиновников, наличие специального акта даст возможность Минэкономразвития на законных основаниях обеспечивать защиту торговых интересов Украины.

Скептики сразу же указали на ряд недостатков документа по сравнению с европейскими аналогами. Там расписан подробно каждый шаг, начиная от подачи заявления и заканчивая реализацией решения арбитров. Тем не менее это однозначно станет важным событием для компаний, специализирующихся на ВЭД. Теперь бизнес получил право на равных с государством участвовать в работе группы, состоящей из представителей разных ведомств. Задачей такой группы будет сбор, анализ данных и подготовка документов в орган ВТО по рассмотрению споров.

Процедура предполагается следующая. Компания, чьи права нарушены страной — членом ВТО (дискриминационные налоги, пошлины, другие ограничения), может подавать в Минэкономразвития соответствующее заявление и требовать инициирования процедуры рассмотрения спора при ВТО.

Толчок к принятию документа дало посещение в апреле текущего года украинской делегацией Совета по торговле ВТО, где Украина заявила о нарушениях со стороны РФ по транзиту украинских товаров, что существенно снизило торговлю с государствами ЕС и Юго-восточной Азии. По заявлению замглавы Минэкономразвития Натальи Микольской, Россия обязана обеспечивать всем странам — членам ВТО, включая Украину, беспрепятственный транзит товаров, иначе это будет нарушением договоров, подписанных в рамках этой организации.

Так что принятый порядок имеет хорошие шансы подтолкнуть активное применение механизма урегулирования торговых разногласий в рамках ВТО не только госкомпаниями. Бизнес, как наиболее чувствительный к дискриминации и всевозможным барьерам в торговле, получил возможность их оперативного выявления и полноправного участия в их устранении. По крайней мере очень хочется на это надеяться.

Естественно, новый документ не решил всех вопросов, возникающих при взаимодействии партнёров по ВТО, но это положительный шаг к урегулированию внешнеэкономической деятельности. Если новый механизм покажет результативность, его применение можно будет расширять и на другие отношения, например, уже в рамках ассоциации с ЕС и ЗСТ.

My Webpage
Вернуться назад