Горючее подорожание

Горючее подорожаниеВ Украине снова начал дорожать бензин. Причем то, как складываются обстоятельства, пока не оставляет автомобилистам особых надежд на скорейшую стабилизацию цен на АЗС. Раздувание мировых цен очередной военной угрозой в районе Персидского залива усугубилось выводом из эксплуатации одного из крупнейших оте­чественных НПЗ в Луганской области.

Первые тревожные сигналы появились пару недель назад, когда ценники на автозаправках начали постепенно расти. В итоге к началу марта самый популярный бензин А-95 подорожал на 10-11 коп./л, до 10,85-10,90 грн./л, а дизельное топливо – до 9,95 грн./л. Таким образом, подорожание нефтепродуктов на украинских автозаправочных станциях в сравнении с январскими показателями составило около 5%. И, судя по всему, это только начало.

В течение марта темпы роста стоимости нефтепродуктов в стране могут еще более ускориться. К концу нынешнего месяца цена 95-го на отечественных заправках может подскочить до 11,5 грн./л, в апреле – перейти и данную черту. Данный факт усугуб­ляется еще и тем, что брендированное топливо соответствующего октанового числа уже сейчас перевалило за 11 грн. и соответственно будет расти параллельно с обычным 95-ым. И если так продолжится и дальше, в течение года цена бензина в Украине может достичь астрономической отметки в 15 грн./л.

Участники рынка объясняют повышение цен на бензин и дизельное топливо стремительным ростом стоимости нефти на мировых рынках, которое зафиксировано в текущем году. 1 марта цена нефти Brent (она является основой для ценообразования большинства мировых сортов нефти) на Нью-Йоркской товарной бирже достигла отметки $126 за баррель. А стоимость нефти WTI приблизилась к уровню $110/баррель. Это стало рекордным показателем за последние 11 месяцев. В целом же с начала 2012 года нефть в мире подорожала почти на 15%. Так что нынешнее 5%-ное подорожание, учитывая временной люфт, пока нефтяные котировки доходят до Украины, очевидно, еще не предел.

До конца февраля, пока отечественные нефтетрейдеры работали на старых запасах, а потребление топлива в стране снизилось из-за морозов, спасти ситуацию за счет внутреннего производства не представлялось возможным в силу очевидного недостатка работающих мощностей на украинских нефтеперерабатывающих заводах.

Так, в феврале был остановлен на неопределенный срок крупнейший производитель бензина и дизельного топлива в стране – Лисичанский нефтеперерабатывающий завод в Луганской области. Владеющая этим предприятием российско-британская компания ТНК-BP пояснила свое решение нерентабельностью переработки нефти на своем украинском активе и полностью переключилась на ввоз импортного топлива. Таким образом, в стране из шести нефтепереработчиков в строю осталось лишь два: Кременчугская нефтяная компания «Укртатнафта» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также Шебелинский газоперерабатывающий завод, входящий в структуру государственной компании «Укр­газдобыча». Однако значительного влияния на украинский рынок оба эти предприятия оказывать не в состоянии. В минувшем году «Укртатнафта» и Шебелинский ГПЗ произвели на двоих лишь 1,3 млн. т бензина (почти 75% этого объема пришлось на бензины А-76 и А-92, пользующиеся невысоким спросом на рынке) и около 1,1 млн. т дизельного топлива (при совокупном объеме потребления этой продукции в стране на уровне 10 млн. т в год).

С таким арсеналом украинские неф­тепереработчики просто не в состоянии противостоять доминированию импортеров нефтепродуктов, тем более с учетом технической отсталости отечественных заводов. Средняя глубина переработки нефти на наших НПЗ едва достигает 50%, тогда как в России данный показатель превышает 70%, а в Великобритании и Канаде он приближается к 86-92%. Неудивительно, что в таких условиях переработка постоянно дорожающей импортной нефти в Украине стала убыточной.

При этом государство за все прошедшее с момента приватизации НПЗ время так и не сумело настоять на соблюдении инвестобязательств и модернизации перерабатывающих мощностей. И лишь из года в год продлевало действие устаревших топ­ливных стандартов, что позволяло НПЗ работать по старинке.
Надежды на госрегулирование, которое могло бы временно сдержать рост цен, также не очень много. Дело в том, что чересчур жесткие шаги государства в этом отношении могут привести к прекращению поставок топлива и его дефициту. В то же время привычные методы работы с нефтетрейдерами давно продемонстрировали свою неэффективность.

В прошлом году крупнейшие участники рынка, торгующие импортным бензином и дизтопливом, были обвинены в ценовом сговоре и оштрафованы Антимонопольным комитетом Украины на 150 млн. грн. Однако эти деньги так и не были выплачены. Вообще, за последние годы в Украине ни один крупный трейдер, уличенный в необоснованном завышении цен на нефтепродукты, не заплатил государству сколь-нибудь значимых штрафов. Зная особенности работы украинской судебной системы, участники нефтерынка давно нашли пути, которые позволяют им затянуть выплаты по штрафам на неопределенный срок.

В результате рост цен на заправках становится практически неукротимым, что не может не огорчать большинство автолюбителей.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад