Технология строительства дорог за рубежом

Технология строительства дорог за рубежом

Разговоры об украинских дорогах издавна ведутся в трагикомическом духе. Правда, получается не очень смешно: кто-то теряет на них колесо, а кто-то — жизнь... Но вот температура воздуха позволила начать ремонт — и рабочие уже подготовили смесь цемента и песка, бетона и асфальта (а также отката с распилом). А ведь за границей дороги десятилетиями не требуют ремонта! Не пора ли перенять их секреты?

Шинный путь


Про резиновые дороги придумали чуть позже изобретения калош. Лет сто назад в Британии на мостовую уже натягивали резину, чтобы понизить уровень шума. В привычку это не вошло, но концепция сохранилась.

Нынче за неё ухватились в Польше. Без шуток: в прошлом году польские производители асфальтных смесей смешали битум с резиной. То есть не просто смешали — разработали технологию и начали строить резиновые дороги! Старые автомобильные шины разбирают, перемалывают, плавят и в виде резинового желе добавляют в смесь для дорожного покрытия. Для одного километра дороги нужно около тысячи старых шин. Местные экологи просто в пляс пустились, ведь технология почти безотходная! Водители счастливы: дорога с «пружинящим слоем» приятна, устойчива к зною, морозу и трещинам. Власти довольны: таким дорогам ремонт не нужен первые 15 лет. Жители городов и местечек, через которые пролегают трассы, уже не так сильно страдают от шума.

Кстати, о тишине. В Украине за неё борются, водружая на обочинах изоляционные экраны. Это не выход, ибо щиты дорогие. И это как раз тот момент, когда поляки, накатав у себя больше 200 км резиновых дорог, наглядно показывают, что пора бы Украине с ее волнообразно не затихающим политическим кризисом перестать жечь шины, наполняя атмосферу токсичным дымом и копотью, а найти им более конструктивное применение…

Пластиковая карта


Голландия преуспела не только в наращивании драгоценной суши отсыпкой берегов блоками из вторсырья. В дорожном деле пошёл в ход пластиковой мусор. Инновация так и названа — Plastic Road. Пластика хватает всюду, хоть он и не валяется в Европе, как у нас, под ногами, а смирно отлёживается на свалках. Теперь голландский пластик будет брошен под колёса автотранспорта, но в строгом соответствии с идеей голландских инженеров. Блоки дорожного покрытия будут отливать с учётом отверстий для прокладки коммуникаций и соединять, как детали детского конструктора.

Отказ от слоисто-насыпного метода постепенно превратит тамошние равнины в сплошную пластиковую дорожную карту. Ведь ему, как известно, разлагаться 300 лет, мороз и сырость не страшны, почва не важна. Чинить дорожный конструктор будет не сложно: поменял кусочек и поехал дальше. Украина этот метод освоила бы на ура: пластиковых отходов у нас столько, что «Укравтодору» за те же 300 лет не справиться. Другой вопрос, что даже дорога из мусора при наших условиях дороговата будет…

Шоссейка-батарейка


Проваливаясь по самые фары в ямочное разнообразие одесских региональных направлений, странно даже представить, что где-то в мире народ так избалован цивилизацией, что решил скрестить дорогу и возобновляемую энергетику. Франция разработала проект автобана на солнечных батареях. В ближайшие 5 лет фотопанелями будет замощена тысяча километров французских шоссе.

Скептики умолкают, вникая в суть: дорожные панели Wattway имеют фотоэлектрические блоки на смолянистой подложке. Они тоненькие — около 7 мм; но эти миллиметры выдержат перегруженную фуру, а пропустив её — вырабатывать энергию. По расчётам дорожная электроэнергия обеспечит почти 10 % населения! На одну французскую семью достаточно 20 м дороги.

Американцы от подобных проектов тоже не отказались: «запитывать» дороги энергией солнца намерены по обе стороны океана… Украине же эту технологию предлагать даже как-то неудобно. Излишество и прихоть, сказали наши чиновники. Так что нам остаётся терпеливо ждать, когда подобные «прихоти» станут неотвратимым будущим.

Закатать в бетон!


У нас одно время посмеивались над идеей бетонировать ямы на дорогах. Но хайвеи США — эталон бетонных дорог. Их применяют тут уже почти сто лет. На сегодня по штатам Северной Америки раскатано без счёту бетона — из него сделаны 60 % дорог. И в ЕС таких автомагистралей — почти половина. Бетонка, как современное сверхпрочное дорожное покрытие, прокладывается весьма сложным способом, во много слоёв, но выдерживает неслыханные нагрузки. Гладкость, присущую бетону, устраняют привычным способом: рисуют насечки, чтобы вода стекала на обочины и колеса лучше «держались» за дорогу.

Дорого и возни много, скажет человек непосвящённый. Дешевле асфальта и служит 40 лет, ответим мы. За бетонные дороги уже взялись Китай с Японией и Австралия. ЕС — само собой. Украина тоже хочет примкнуть к этой мировой тенденции, — с 2013 года хочет, но, видимо, стесняется… хотя отечественные мастера дорожных дел не раз устраивали научные конференции на бетонную тему! В прошлом феврале тогдашние чиновники из Министерства инфраструктуры даже пообещали хорошенько подумать. А подумать есть о чём: если в асфальт закатываются более 70 % импортных материалов, то бетон — это национальное достояние, можно сказать. Такая дорога будет «привозной» лишь на четверть!

Но у нас на этот случай, как и на всякий другой, есть ссылка на отсутствие оборудования и сложность технологии, на которую средств надо не менее миллиарда долларов. Поэтому мы, с прищуром глядя в будущее и мечтая о нормальных дорогах, продолжаем проклинать щербатый асфальт…

Zavarnik
Вернуться назад