Кассовые аппараты и их альтернатива в бизнесе

Кассовые аппараты и их альтернатива в бизнесе

Обязательность применения регистраторов расчётных операций (РРО) и дороговизна этого нововведения вынудили все заинтересованные стороны искать ему альтернативу, в частности, используя современные технологии. Но непродуманность их внедрения может создать дополнительные проблемы.

Дорогое удовольствие


Как мы знаем, плательщиков единого налога 2-й и 3-й групп обязали использовать РРО ещё с 2014 года. При этом Минфин и ГФС, в которую стекается вся информация об этих операциях, считают это не шагом к тотальному контролю бизнеса, а одним из способов борьбы с теневой экономикой. По данным Минфина, свыше 60 % торгового оборота в украинской экономике происходит вне контроля государства.

Требования по использованию РРО коснулись значительной части предпринимателей. По официальным данным, количество «упрощенцев» упомянутых групп составляет примерно 570 тысяч, а это достаточно внушительная цифра для Украины.

Не удивительно, что новации с РРО практически сразу подверглись обструкции. Главным аргументом против РРО является их дороговизна: суммарные затраты на приобретение и установку кассовых аппаратов могут превысить 40 млрд грн, а их еще нужно обслуживать и ремонтировать. Администрирование системы обойдётся в общей сложности ещё примерно в 50 млн грн. Как видим, «удовольствие» это не из дешёвых.

Поэтому и бизнес, и госорганы, проанализировав цифры и практику применения РРО за это время, начали искать возможности для компромисса. Речь идёт о том, чтобы осуществлять контроль за операциями налогоплательщиков другими способами, которые не были бы такими затратными и устраивали обе стороны. Одна из наиболее обсуждаемых на сегодня альтернатив — применение специального программного обеспечения, которое будет работать с уже привычными для нас гаджетами и использовать так называемые облачные технологии.

Сыровато будет…


Программу применения «облачных» технологий для мониторинга расчётов предпринимателей с клиентами начали разрабатывать в минувшем году по инициативе Минфина и ГФС. По их задумке, под эту идею необходимо создание специальной системы под рабочим названием «Фискальное облако». И такое задание есть в плане ведомств на текущий год. Принцип работы системы будет предусматривать передачу на сервер ГФС данных об осуществлённых операциях, как и при использовании РРО.

Как объясняют разработчики ПО, с его помощью предприниматели получат возможность передавать системе данные о расчётных операциях с собственных гаджетов. Покупатели по желанию смогут получать фискальный чек на электронную почту. Разработчики предлагают дополнить цепочку цифровой подписью и электронным фискальным документом.

Технология в принципе понятна и осуществима. Правда, для её внедрения необходимо прояснить ещё много вопросов на уровне законодательства. С этой целью в ВР внесён законопроект, расширяющий перечень РРО. В случае его принятия в качестве терминалов для РРО можно будет использовать компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны.

Но специалисты оценивают указанный законопроект как «сырой». Передача информации через гаджеты не решает проблемы в комплексе. К примеру, не учтено применение электронного чека, а ведь вокруг него и электронной подписи строится вся отчётность по альтернативной системе. В противном случае весьма сомнительна и юридическая сила данных, передаваемых в «фискальное облако».

…И другие неприятности


Идея «фискального облака» вызывает вопросы и чисто технического характера. Так, предполагается, что гаджеты смогут заменить предпринимателю дорогие РРО. Весьма сомнительно, что при нынешней степени доверия к государству бизнесмены массово станут использовать личные устройства для передачи фискальной информации. Но если у кого-то нет отдельного смартфона или планшета, которые «потянут» новую программу, их приобретение обойдётся не дешевле среднего РРО. Да и заложенные производителями сроки эксплуатации и износоустойчивость РРО выше.

Все, кто хоть немного разбирается в современных мобильных устройствах, знают, что операционные системы постоянно обновляются. Вполне возможно, что фискалам придётся непрерывно следить за соответствием своего ПО новым версиям ОС, а это скажется на стоимости обслуживания «фискального облака». И нет сомнения, что эти расходы будут переложены на пользователей…

Ещё одна ключевая проблема — защита информации. С серверами ГФС проще, чего не скажешь о предпринимателях. Кража гаджета с информацией может привести к вымогательству, шантажу и другим «неприятностям». Не стоит забывать и о киберпреступниках, и о банальной утере гаджета. Систему необходимо надёжно защитить, причём с обеих сторон. Так что и в этом случае РРО выглядит предпочтительнее из-за отсутствия перечисленных угроз.

Наконец, нужно учесть моральный аспект проблемы. Если предполагается, что предприниматель будет вводить данные самостоятельно, то это аналогично ведению кассовой книги, только в электронном виде. Иными словами, ставка на честность. Но ведь РРО возникли оттого, что с этим как раз и были проблемы! Выходит, внедрение новой фискальной технологии этот нюанс не устраняет.

Изобретаем велосипед?


В европейских странах проблема контроля за расчётными операциями решена давно. Несмотря на гораздо лучшее информационно-техническое обеспечение системы налогообложения, в большинстве стран ЕС предпочтение отдают кассовым аппаратам. В тех случаях, когда для фискальных целей допускается использование мобильных устройств, различных ПО и цифровой подписи, обязательно наличие фискального модуля или устройства для распечатки чеков.

То есть прогресс прогрессом, а бумажный чек всё-таки имеет хождение параллельно с электронным. Наличие самого продвинутого ПО не решает проблему честности предпринимателя даже в Европе, где финансовая дисциплина и культура уплаты налогов не сравнима с украинской.

Так что разумно было бы посмотреть, как делают другие, и перенять их положительный опыт. Конечно, варианты использования современных достижений IT в фискальных отношениях бизнеса и государства имеют право на жизнь. Но при этом они должны быть действительно прорывом, упрощающим эти отношения, а не добавлять к уже имеющимся проблемам новые.

Zavarnik
Вернуться назад