Отходная переработка

Отходная переработкаВопрос утилизации бытовых отходов с каждым годом становится все более актуальным для Украины. Проблему переполненных свалок и полигонов могла бы решить сортировка и переработка мусора. Нацпроект «Чистый город» предполагает строительство в Украине 10 мусороперерабатывающих заводов. В Донецкой же области сортировочная линия ТБО пока работает с перебоями.

На строительство десятка заводов, способных гарантировать украинцам чистоту и спокойствие от угрозы рано или поздно быть погребенными под завалами мусора, по задумке авторов нацпроекта, необходимо ни много ни мало 5 млрд. грн.

Однако в этом процессе самое сложное даже не изыскать необходимые средства, а изменить отношение населения к мусору. Европейские страны отмечают, что путь к полноценному раздельному сбору мусора занял у них не одно десятилетие. У нас же в этом направлении делаются лишь единичные, причем достаточно неуверенные шаги.

У Донецкой области были неплохие шансы стать одним из лидеров процесса «самоочищения» от ТБО.

Несколько лет назад при содействии международных организаций в Краматорске построена линия по сор­тировке твердых бытовых отходов. Также были закуплены специализированные контейнеры для раздельного сбора мусора и необходимая для работы с ними техника. Предполагалось, что научить жителей области эффективно утилизировать продуцируемый мусор позволит опыт городов Краматорска и Славянска. Был даже осуществлен в присутствии журналистов и областного руководства пуск сортировочной линии, которая несколько лет назад начала брикетировать пэт-бутылки, картон, выделять из общей массы стекло и металл. Однако в настоящее время краматорская сортировка не работает. В Донецком региональном центре по обращению с отходами корреспонденту газеты «Жизнь» сообщили, что в нынешнем году линия все же будет снова запущена в работу .

По словам мэра Краматорска Геннадия Костюкова, идея с раздельным сбором мусора и его последующей сортировкой была очень своевременной. Это позволяло не только снизить загрузку действующих полигонов, но и направлять часть отходов на повторную переработку. Однако по ряду причин она так и не была реализована до конца. «Мне сложно сказать, почему пока не удалось наладить эффективную работу мусоросортировочной линии, поскольку это предприятие хоть и находится на территории города, но не подчиняется городскому совету. А вот причины того, что процесс раздельного сбора мусора в Краматорске зашел в тупик, на мой взгляд, заключаются в том, что при реализации проекта слишком распылили усилия. Так, специальная машина, которая могла обрабатывать контейнеры для раздельного сбора мусора, была закуплена одна. Базировалась она в Славянске и нормально обслуживать наши контейнеры не могла. Самому же городу приобрести такую технику было не под силу», – отмечает мэр Краматорска. В итоге контейнеры пришлось укладывать на бок, дабы они не становились банальными мусорниками. А линию по переработке ПЭТ-бутылки, которую запланировали в Славянске, так и не запустили. Кстати, пластиковые бутылки – наверное, едва ли не единственный вид вторсырья, с которым у нас еще пытаются работать. Это неудивительно, особенно если учесть, что в прошлом году тонна покрошенных соответствующим образом отсортированных по цвету ПЭТ-бутылок стоила около 1200 долларов. Такая же составляющая свалок, как металл в настоящее время преимущественно отдана на откуп нелегальным коммерсантам.

Насколько реально запустить в Украине 10 заводов, причем не просто по сортировке, а по полноценной переработке мусора, сказать сложно. Между тем депутаты уже предлагают ввести штрафы для населения за отсутствие договоров с компаниями, обеспечивающими вывоз мусора.

Был даже осуществлен пуск в присутствии журналистов и областного руководства сор­тировочной линии, которая несколько лет назад начала брикетировать пэт-бутылки, картон, выделять из общей массы стекло и металл. Однако в настоящее время краматорская сортировка не работает.

В законопроекте также прописано, что граждане должны оплачивать не только услуги по вывозу и утилизации отходов, но и по сортировке и переработке мусора. Для этого их обяжут осуществлять раздельный сбор бытовых отходов, повторную сортировку которых будут проводить компании, занимающиеся вывозом мусора. После того, как эта система начнет работать на всей территории Украины, депутаты предлагают ввес­ти с 1 января 2016 года запрет на захоронение необработанных отходов. Эти меры, согласно пояснительной записке к проекту, позволят стимулировать экологические инвестиции в новые технологии утилизации отходов и их использование в виде альтернативных источников энергии. В Нацагентстве по инвестициям и управлению национальными проектами сообщили, что введение платы за переработку мусора является необходимым условием того, чтобы мусороперерабатывающие заводы, которые планируется построить в Украине в рамках проекта «Чистый город», стали рентабельными. В течение четырех лет необходимо вложить 5 млрд. грн. в строительство 10 заводов. Они могут окупиться за шесть лет при условии государственно-частного партнерства. Речь идет о ежегодной сортировке около 1 млрд. т отходов, которые сейчас вывозятся 1053 предприятиями на 770 зарегистрированных полигонов, 3298 несанкционированных свалок и 2 мусоросжигающих завода. Участники рынка рассчитали, что плата за такой сервис может составить около 30 грн. в месяц. Правда, штрафы почему-то предлагается ввести уже с 2013 года, а вот заводы собираются строить в течение 4 лет.

Когда же в рамках национальной антимусорной программы удастся свести воедино даты, деньги, намерения и реальные возможности, по­множенные на готовность населения к раздельному сбору?

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад