Кризис нам поможет?

Кризис нам поможет?

Правило «раскладывать яйца по разным корзинам» относится к разряду прописных истин успешного предпринимательства. Тем более оно как нельзя кстати в периоды кризиса. Диверсифицировать бизнес — развить новые направления, обновить ассортимент… Успех этих начинаний напрямую зависит от правильной оценки «подводных камней» и собственных возможностей.

Кого выбирает удача


Любой, пусть и успешный, бизнес не может неизменно генерировать стабильную прибыль. Особенно это касается «времени перемен»: то, что ещё вчера было выгодным и доходным, завтра может обернуться убытками. Самый простой путь сохранить финансовую устойчивость — разнообразить источники дохода, чтобы прибыль поступала из нескольких разных сфер.

Считается, что кризис — это шанс для креатива, для роста и развития. Но этот шанс улыбается не всем подряд, а только тем, кто делает правильные шаги. Один из таких шагов и есть диверсификация. Мировая практика знает немало примеров её успешного применения для расширения бизнеса.

Один из таких ярких примеров — британская компания Virgin Group, которую создал весьма неординарный человек и бизнесмен Ричард Брэнсон. Стартовав с обычного магазина пластинок, сегодня компания Брэнсона занимается авиа- и железнодорожными перевозками, СМИ, финансами, звукозаписью и ещё многими видами деятельности.

Наверное, многие хоть раз в жизни пользовались шариковыми ручками с логотипом BIC. Эта компания прославилась тем, что, используя опыт и технологию производства дешёвых ручек, смогла наладить и столь же успешное изготовление одноразовых зажигалок и станков для бритья, став лидером в этом сегменте.

В промышленной диверсификации весьма удачно заявила о себе компания «Ческа Збройовка». Специализируясь на выпуске оружия, она на этом же оборудовании умудрилась освоить производство деталей для автомобилей и самолётов.

И в родном отечестве можно найти примеры успешной диверсификации бизнеса. Так, «Мироновский хлебопродукт», начав с выпечки хлеба, со временем превратился в многоотраслевой гигант. Среди его достижений — выращивание зерновых и овощей, производство комбикормов и мяса и прочие сопутствующие направления.

Примечательно, что все эти счастливчики начинали, как правило, в сегменте МСБ. По мере увеличения прибыли сфера их деятельности расширялась, но во многом за счёт использования уже имеющегося опыта и технологий.

Ищем «корзину»


Если у вас возникла необходимость диверсифицировать бизнес, крайне важно правильно выбрать сферу приложения усилий. Это не означает, что нужно хвататься за всё, что кажется наиболее выгодным. Непродуманный выбор «по чувству» оборачивается потерей денег и времени, а иногда и банкротством.

Немало компаний имеют в своём названии слова «многопрофильная». В большинстве случаев это ничего не означает и имеет мало общего с дифференциацией. Как правило, при создании бизнеса его учредители стараются прописать в уставе максимальную широту видов деятельности, что называется, на всякий случай: меньше будет расходов на внесение дополнений. На самом деле используются не более двух-трёх направлений.

На практике многие МСБ при попытках разнообразить свой бизнес сталкиваются с серьёзными проблемами. Организовав какое-либо предприятие и получив прибыль, владелец по собственной инициативе или по советам «экспертов» принимает решение расширить деятельность. Причём большинство в таких случаях почему-то стараются положить «яйца» в совершенно незнакомую «корзину». И тут оказывается, что новый проект «не пошёл», а затраты на него превышают запланированную прибыль.

Поэтому пускаться в совершенно новые направления хорошо лишь в том случае, если вы сможете предложить рынку и потребителю что-то ожидаемое и вместе с тем новенькое. Но и тут лучшее решение — привязка нового продукта к уже имеющимся в вашем арсенале. Иными словами, новое направление лучше выбирать в смежных областях. Так поступает, например, известная во всем мире компания Apple. Не только мировые примеры, но и здравый смысл подсказывает, что для диверсификации выигрышнее использовать уже наработанный опыт и материально-техническую базу, чем начинать с «нуля», усложняя себе задачу и заведомо ставя под сомнение исход дела.

Во все тяжкие


Как правило, на поиски альтернативных источников доходов бизнесменов толкают одни и те же проблемы: падение реализации продукта, подорожание сырья или комплектующих. Быстрое перепрофилирование видов деятельности — это возможность пережить временные трудности без особых потерь, а то и полностью перейти на другие рельсы.

Вместе с тем любая диверсификация связана с немалыми расходами. Особенно это касается производителей любой продукции. Новое направление может потребовать дополнительного оборудования и персонала. В таких случаях особенно важно сопоставить предстоящие затраты и риски с ожидаемой выгодой. Хотя тщательный анализ рисков и возможностей — тоже золотое правило для всех и на все времена.

Итак, наиболее рациональным и менее рискованным вариантом дифференциации бизнеса, как уже сказано выше, представляется развитие сопутствующих или параллельных направлений.

Заметим, что в наших реалиях возможны любые варианты диверсификации. Одни предпочитают путь слияния или поглощения, другие — использование чужого успешного опыта посредством франчайзинга, третьи — проверенный временем рейдерский захват. Как говорится, каждый выбирает по себе. Но даже «пускаясь во все тяжкие», лучше не выходить за рамки закона.

Zavarnik
Вернуться назад