Как "кошмарят" бизнес

Как "кошмарят" бизнес

Многие нюансы современных рыночных отношений показались бы дикостью автору «Капитала», а ведь зачастую они не выходят за рамки закона. К списку подобных новинок всего за пару-тройку десятилетий присоединился гринмейл. И это не безобидная «зелёная почта», как подсказывает словарь, а шантаж со стороны акционеров вашей компании, по западным меркам — позволительная «форма поведения». Что же это за явление и так ли оно безобидно?

Просто бизнес!


Не секрет, что внутри ПАО или ЗАО нередки конфликты, или, выражаясь языком бизнеса, — корпоративные споры. Их инициаторами бывают сами акционеры, недовольные тем, как правление распоряжается их собственностью. В таких ситуациях можно недооценить опасность, исходящую от держателей небольшого количества акций — «миноритариев». Тем не менее «бунт» с их стороны вполне может привести к смене собственника АО и другим сюрпризам.

Соответственно внутренние конфликты на руку тем, кто вознамерился заполучить чужой бизнес или его активы. Гринмейл — способ сделать это, не прибегая к рейдерству или другим силовым методам, то есть не нарушая закон. Он позволяет получить прибыль за счёт спекуляции или злоупотребления акционеров своими правами. И всё это легитимно!

Западный мир как родоначальник этого вида «бизнеса на чужом горе» столкнулся с ним в 1980-х, когда американские финансисты Джеймс Голдсмит и Томас Пикенс применив «законный» шантаж, получили сверхприбыль от акций Goodyear Tire и Occidental Petroleum. Продемонстрированная ими возможность заработать на несовершенстве корпоративного законодательства быстро нашла последователей. Но подлинным отцом гринмейла называют миллиардера Кеннета Дарта, получившего прозвище «стервятник»: в 1992 году во время кризиса в Бразилии он выкупил 4 % её госдолга, а через 2 года отсудил у неё свыше $800 млн неустойки.

На наших просторах гринмейл начал прорастать в середине первой «нулевой» десятилетки. Правда, наши вымогатели свои успехи на этом поприще не афишируют; достоянием гласности становятся лишь скандалы в крупных компаниях, которые в силу ряда причин скрыть сложно. К примеру, конфликты вокруг «Криворожстали» или киевского «Динамо», «Укртатнафты» или «Житомирських ласощів». Но при этом ушей обывателя не достигают звуки тысяч баталий в намного меньших компаниях, исход которых решается полюбовно или по суду, но втихаря, как у нас принято.

Технология вымогательства


Обкатанная технология гринмейла заключается в скупке небольшого количества акций, которое позволит вмешиваться в дела компании, лихорадить её работу жалобами, мелкими требованиями, а то и судебными исками. Излюбленные жертвы «стервятников» — не имеющие солидной юридической защиты или «крыши» ПАО из сегмента среднего бизнеса. Классический сценарий вымогательства выглядит следующим образом.

Гринмейлер — заинересованное лицо или компания, как правило, через подставных лиц приобретает на фондовом рынке или у миноритариев небольшой пакет акций, но не меньше 10 % эмитированных компанией. Этого достаточно, чтобы использовать законное право созывать внеочередное собрание акционеров по любому, даже надуманному, поводу и включать в повестку дня нужные вопросы. Вымогатель последовательно выдвигает всё новые требования, которые поначалу похожи на обычные мелочные придирки к управлению АО или держателям контрольного пакета: назначение управляющих, распределение дивидендов…

В ход идут и другие способы давления на компанию. Это могут быть беспочвенные обвинения топ-менеджеров в аферах, проведение альтернативных собраний акционеров, попытки избрать параллельные органы управления. Новый акционер начинает публично критиковать компанию, жаловаться в госорганы и СМИ, распространять недостоверные сведения о финансовых затруднениях в АО, обращаться в суд с обвинением мажоритариев в причинении ему убытков и требованием арестовать их акции…

Задача всех этих действий — дестабилизировать, а то и парализовать работу компании-жертвы. Конечная же цель в большинстве случаев — не захват компании, а получение отступного за отказ от «наездов» или выкуп акций шантажиста по сильно завышенной стоимости. Как вариант — избрание нового совета директоров, который тут же перепродаст активы. Этим гринмейлеры отличаются от рейдеров, хотя их методы во многом схожи.

Нет закона — нет преступления…


Украинское законодательство не оперирует понятием «корпоративный шантаж»; соответственно и санкций никаких не предусматривает. Впрочем, и во многих западных юрисдикциях отсутствует чёткое определение гринмейла и ответственности за ущерб от него, поэтому дело там ограничивается штрафами или специальными налогами. Так, В США доходы от гринмейла облагаются по ставке 80 %, что отбивает охоту к этому «бизнесу».

А ведь защититься от вымогательства не так уж и сложно. Практика преодоления корпоративных конфликтов выработала несколько универсальных правил такой защиты, а вернее — профилактики. И первое из них — минимизировать число миноритарных акционеров как потенциального источника угрозы.

Второе — устранить юридические лазейки для шантажа: регулярно пересматривать внутренние корпоративные документы (устав, положения, инструкции и т. п.) и приводить их в соответствие с изменениями в законодательстве, строго соблюдать права акционеров и не допускать конфликтов.

Третье — пресекать утечки информации о деятельности и финансовом состоянии предприятия. В современном мире корпоративная разведка работает не хуже спецслужб и может применять все известные методы воздействия на «человеческий фактор», вплоть до подкупа или угроз.

Главное — не игнорировать это явление, каким бы экзотическим оно ни выглядело в наших краях. Ничто «человеческое» не чуждо отечественному бизнесу, а уж в изобретении способов обходить закон мы давно превзошли Остапа Бендера…

Zavarnik
Вернуться назад