Выживет ли бизнес?

Выживет ли бизнес?

Вести бизнес в эпоху перемен трудно. Но ещё труднее это делать в период политического кризиса, в очередной раз накрывшего Украину. В сегодняшней ситуации нас может спасти только чудо — либо мы сами. Как сохранить свой бизнес и вытащить его из болота кризиса?

Точка поворота. Держать удар


В самом начале периода независимости страну и бизнес в ней можно было начинать с чистого листа. Появившаяся свобода давала равные шансы и бизнесменам, и политикам на построение правильных моделей в своей сфере. Но всё пошло не так, как следовало бы. Правда, бизнес худо-бедно, но двигался вперёд. А вот государство продолжало топтаться на месте, результаты чего мы и наблюдаем сегодня.

Реальностью предпринимательской деятельности стали такие явления, как девальвация нацвалюты и паника на валютном рынке, невозможность взять кредит под разумный процент, уменьшение спроса на продукцию и услуги, налоговый пресс. А государственный аппарат сосредоточился на борьбе за власть внутри себя и отвлекается только на то, чтобы перед получением очередного транша создавать видимость реформ и нерушимой дружбы первых лиц страны.

Но у бизнеса свои задачи, которые нужно выполнять даже в условиях полной неопределённости: выполнять взятые обязательства, поддерживать устоявшиеся связи и налаживать новые, обновлять ассортимент, пересматривать ценовую политику…

Сегодня многие вынуждены закрывать или замораживать бизнес, откладывать реализацию проектов до лучших времён. Но те, кто хочет добиться успеха, должны перестроиться и приспособиться, организовывать работу адекватно изменениям в окружающем мире. Кризис не вечен и переводится, кстати, как точка поворота, перелом. В корзину должны пойти планы, которые составлялись для спокойных и стабильных периодов — их уже не будет наверняка. И даже пресловутая ЗСТ с Евросоюзом не поможет тем, кто живёт по старым меркам: в Европе смогут работать только лучшие.

Главное — постараться сохранить партнёров, клиентов и кадры, которые, как известно, решают всё, выполнять свои обязательства перед контрагентами и сотрудниками.

Сохранить отношения и активы


В кризисные периоды иногда нет возможности или целесообразности выполнить взятые ранее обязательства. Это влечёт за собой расторжение действующих договоров, внесение в них изменений или попытки уйти от ответственности за их неисполнение. В таких условиях очень легко потерять годами выстраиваемые отношения, которые потом не всегда возможно восстановить. Поэтому из ситуации неплатежей можно попытаться выйти, честно объяснив их причину и подтвердив намерение продолжать сотрудничество. То есть уклоняться от партнёра ни в коем случае нельзя, нужно открыто заявить о проблеме и убедить его переждать пиковую ситуацию. Продавать в кризис ценные активы для расчёта с партнёрами — не лучший выход.

Вообще в период, когда бизнес что называется «не идёт», одной из главных задач должен быть контроль над себестоимостью. Ни в коем случае не следует снижать затраты за счёт снижения качества продукции или услуги. Следует пересмотреть подрядчиков, стоимость сырья и комплектующих, по возможности перейти на бартер. С этой же целью можно по-другому подойти к вопросам аренды офисов и производственных помещений, отказавшись на время от ненужных площадей. Остаться должны только те затраты, которые нужны для полноценной работы компании. Всё лишнее — не приносящее реальной прибыли и без чего можно временно обойтись — подлежит отсечению.

Должны претерпеть изменения и отношения с клиентами. Здесь также важно учитывать потенциальные риски неплатежей и делать реальную оценку возможностей заказчиков. Золотое правило, что предоплата укрепляет отношения, никто не отменял. Поэтому своевременная работа с дебиторами должна стать одной из первостепенных задач в кризисные времена.

В этот период не стоит разрабатывать какие-то особые стратегии по привлечению клиентов. Многие бизнесы и так закроются или обанкротятся, так что усилия следует направлять на привлечение клиентов менее удачливых коллег по бизнесу.

Управление и диверсификация


Оперативность в принятии решений всегда не нравится кризису. Поэтому не стоит продолжать держать товар на складе, как только появились первые признаки снижения продаж. Товарные запасы подлежат переоценке для приближения их стоимости к реальным возможностям покупателей. Следует незамедлительно начинать продавать товар, используя маркетинговые приёмы. В период кризиса нужно более тщательно проводить анализ ценовой политики и применять всевозможные скидки и бонусы, мотивировать клиента к самовывозу товара и т. п. Платежи нужно стараться принимать всеми удобными клиенту способами: терминалы, интернет, мобильные приложения.

Если компания работает с продуктовой линейкой, её необходимо пересмотреть и оставить лишь те позиции, которые приносят прибыль и имеют перспективу. Безусловно, правильная ценовая политика требует постоянного отслеживания настроений клиентов, а также действий потенциальных конкурентов.

Сегодняшняя нестабильность рынка и обесценивание гривни бьёт прежде всего по малому бизнесу, особенно в торговой сфере. Чтобы остаться на плаву, стоит диверсифицировать свои риски и пробовать себя в небольшом производстве и увеличении сервисных услуг. Заниматься каким-то одним делом можно в периоды стабильности рынка, но кризис вынуждает обращать взор на другие ниши и не бояться изменений.

Так что вытаскивать себя из болота кризиса каждый должен научиться сам. Несмотря на бездействие властей, отсутствие реформ и прочие причины, бизнес вполне способен включить «режим самовыживания» и достойно пройти нынешние испытания. Это удастся не всем. Но те, кто выдержит, будут иметь шанс продолжить работу в других условиях.

Zavarnik
Вернуться назад