Отдадут ли таможни иностранцам?

Отдадут ли таможни иностранцам?

Ещё не померкли в памяти яркие отчёты Арсения Яценюка о ходе выполнения проекта «Стена», а уж на слуху новый «нетрадиционный» эксперимент его Кабмина, связанный с государственной границей: передать 4 таможни на западных границах, а также в Киеве и Одессе в управление иностранным частникам. Об этом премьер заявил летом. И осенью. И в декабре. Наступила новая весна, но свободный полёт этих средоточий коррупции продолжается.

Над таможней тучи ходят хмуро…


Небольшое число таможен, которые планируется отдать в управление частным компаниям, можно объяснить экспериментальным характером такой реформы. Но как раз по этой причине чистоту эксперимента будет крайне трудно обеспечить. Если частники начнут эффективно закручивать коррупционные гайки, то товаропоток может сместиться на соседние таможни. Поэтому более логичным было бы проведение такого эксперимента на короткий срок, но одновременно на всех таможнях.

И такая решительность была бы вполне уместна для «правительства камикадзе». Но «камикадзе» к реформированию таможни «летят» уже более полугода. Примерно такое же время украинская таможня работает без руководителя: этой сферой фактически напрямую управляет глава вышестоящей Государственной фискальной службы Роман Насиров.

Тут необходима ремарка: хотя этот чиновник не возглавляет список явных коррупционеров, его имя с настораживающим постоянством звучит в контексте различных скандалов, связанных со свободой бизнеса, конкуренцией, преференциями и т. д. Так, в ответ на обоснованные протесты айтишников против прессинга со стороны государства глава ГФС заявил, что обыски и изъятия будут продолжаться…

Такой ручной режим управления, да ещё и с низким уровнем доверия общества, вызывает массу нареканий, в том числе и на затягивание реформ в ведомстве. Полугодичное пробуксовывание вопроса объясняется просто: каждый день контроля над украинскими таможнями — это миллионы нелегальных долларов.

Контроль вместо управления


Таможни в Украине являются прибыльными и бюджетонаполняющими органами по понятным причинам: затраты — только на штат и обеспечение работы пунктов и офисов, а прибыль — пошлины и сборы, получаемые государством при пересечении границ людьми и грузами. Вклад таможни — около 40 % всех налогов и сборов. В связи с этим перед менеджментом нет смысла ставить некие «экономические» задачи. Если работа таможен будет организована правильно, доходы государства будут расти «сами собой»: во-первых, потому что вместо взяток поставщики будут платить «по-белому», во-вторых, потому что через прозрачную таможню захотят провозить больше товаров как на импорт, так и на экспорт, и транзитом.

Существует специфическая проблема, связанная с тем, что многие жители приграничных районов зарабатывают себе на жизнь мелкой контрабандой продуктов, сигарет, горючего. Но она сродни другим специфическим проблемам кризисного государства. Аналогичный пример — копатели янтаря в украинском Полесье. Но если чью-то голодную семью в буквальном смысле кормит незаконное дело, это не оправдывает криминальную систему в целом, ведь за простыми «копателями» и приграничными «челноками» стоят криминальные группировки.

«Агенты Короны»


Управление таможней через частные структуры — что это будет означать? О «приватизации границы» речь, конечно же, не идёт: и законодательство этого не позволяет, и технически осуществить такое невозможно. Речь — об управлении, а точнее — о контроле со стороны частного подрядчика, обучении таможенников и оптимизации их работы. Сторонний «владелец» максимум будет управлять из кресел менеджеров, а то и вообще устранится от принятия решений, сосредоточившись на консультировании, материальном обеспечении и тому подобном. И главное — на контроле за работой таможенников, которые в большинстве своём сохранят свои рабочие места.

Ещё летом в качестве возможного подрядчика Кабмин неоднократно называл британскую компанию Crown Agents, которая предоставляет в том числе и услуги по организации работы и модернизации таможен во многих уголках мира. Такое усиленное продвижение конкретного бренда, естественно, вызывает вопросы. Если уж главная цель частного менеджмента — борьба с коррупцией, то по меньшей мере странно выбирать борцов без конкурса, по результатам каких-то непубличных договоренностей. Тем более компания уже приняла в Украине не один подряд, связанный с госуправлением и бюджетными средствами.

Однако критики предпочитают обсуждать, что Crown Agents работает в основном в странах третьего мира или «развивающейся экономики», почему-то не замечая работу этой компании в Латвии или странах Юго-Восточной Азии.

Цена честности


Что касается расходов на «частную таможню», то возможные варианты кардинально отличаются друг от друга.

Небеспочвенны опасения, что миллиардные доходы таможни иностранные менеджеры могут расценить как повод требовать для себя многомиллионных компенсаций просто потому, что «время стоит дорого», а честность — ещё дороже. С такой постановкой вопроса столкнулись сейчас многие государственные предприятия, на которые были привлечены управленцы-варяги.

С другой стороны, реформу украинской таможни могут полностью оплатить и иностранные доноры, ведь Запад в своих собственных интересах так же, как и мы, нуждается в латании дыр на украинских границах. Так, например, в Украине уже работает программа Евросоюза TWINNING, по которой наша страна получает от Германии, Польши и Литвы безвозмездные 2 млн евро на реформирование таможни.

Чаяния украинского общества и бизнеса относительно таможенного вопроса в целом просты: прекратить беспредел на границах, убрать нелегальные поборы и контрабанду. И тут мы всё ещё «ждём милости от природы», то есть от отечественных реформаторов. Если это сделает западная частная компания, украинцы вряд ли будут против.

Zavarnik
Вернуться назад